Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена раннему скринингу аутизма у детей полутора-двух лет. На основе анализа психолого-педагогических работ о содержании деятельности, об особенностях сенсорного и психомоторного развития детей с расстройством аутистического спектра рассмотрена специфика социального поведения данного типа детей. Отмечена значимость ранней диагностики, которая обусловливает своевременное благоприятное вмешательство специалистов. Проблема заключается в том, что не все родители детей раннего возраста осознают серьезность возможных проблем. С другой стороны, есть родители, испытывающие необоснованную тревогу по поводу проблем в развитии своего ребенка. Родительские опасения обладают высокой мерой чувствительности и субъективности. Важная роль родителей заключается в том, что они могут стать значимыми соучастниками процедуры диагностики, так как у них есть возможность зафиксировать некоторые особенности поведения ребенка в его повседневной жизни и в привычной для него обстановке. Задача заключается в том, чтобы предоставить родителям необходимый инструмент, который является простым и вместе с тем эффективным в процессе сбора требуемого анамнеза. В качестве такого инструмента предлагается чек-лист, включающий данные по трем проблемным группам, которые позволяют получить достаточно достоверный прогноз развития ребенка. Первая группа характеристик — это навыки социального общения, вторая — модели поведения, интересы и виды деятельности и третья — сенсомоторные особенности. Чек-лист оформлен как буклет и размещен на сайте центра «Развитие» (город Серов Свердловской области) и на его информационных стендах. Он внедрен в практику работы Центра и хорошо зарекомендовал себя в процессе оказания консультативной помощи родителям.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, РАС, детский аутизм, дети-аутисты, ранний возраст, чек-листы, дети раннего возраста, консультативная помощь, семейное воспитание, родители, работа с родителями, детско-родительские отношения, скрининг, нетипичные модели поведения
Abstract: The article studies early screening of autism in children aged 1.5-2 years. The specificity of social behavior of such children is considered on the basis of analysis of psycho-pedagogical works dealing with the content of activity and the peculiarities of sensory and psycho-motor development of children with ASD. The authors mark the significance of early diagnosis which guarantees timely and favorable intervention of specialists. The problem is that not all parents of young children realize the significance of possible problems. On the other hand, there are parents who experience unreasonable anxiety about the developmental problems of their child. Parents’ fears are highly sensitive and exceptionally subjective. The important role of the parents is that they can become significant participants of the diagnostic procedure as they have the opportunity to fix the peculiarities of the child’s behavior in their everyday life and familiar environment. The aim is to provide the parents with some necessary instrument which is simple but very effective in the process of collecting the necessary information. The authors have worked out such an instrument – a check-list – which includes data about three problem groups. This makes it possible to predict the child’s development in a reliable way. The first group of characteristic features is formed by social commu-nication skills, the second one includes models of behavior, interests and types of activity and the third group comprises sensory-motor peculiarities. The check-list resembles a booklet and is posted on the site of the Center “Razvitie” (Serov, Sverdlovsk Region) and on its info stands. It has been implemented into the practical work of the center and has had a good record in the process of parent counseling.
Key words: autism spectrum disorders, ASD, children’s autism, autistic children, early age, check-lists, infants, counseling support, family education, parents, parent counseling, child-parent relations, screening, non-typical behavior models

Для цитирования:

Хасанова, Д. В. Чек-лист для родителей по определению признаков расстройства аутистического спектра у детей полутора-двух лет / Д. В. Хасанова, А. В. Кубасов. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2022. – №3. – С. 99-110.

For citation

Khasanova, D. V., Kubasov, A. V. (2022). A Checklist for Parents to Identify the Signs of Autism Spectrum Disorder in One and a Half to Two Years Old Children // Special Education. – 2022. – №3. – P. 99-110.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.