Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье, посвященной актуальной теме скорейшего создания государственной системы ранней коррекционной помощи младенцам с тяжелой зрительной и слуховой патологией и их семьям, обосновывается комплексный подход к пониманию причин отставания в развитии слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих детей раннего возраста. Описан опыт работы с семьями таких детей волонтеров, студентов факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского и опыт работы регионального центра ранней комплексной помощи родителям и детям с нарушениями слуха «Родничок» — структурного подразделения ГКОУ «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1» г. Энгельса Саратовской области. Для детей с сенсорными нарушениями, к которым относятся слепые и глухие дети, характерны общие патологические закономерности развития, преодолеваемые лишь в первые сенситивные периоды через построение обходных путей коммуникации и восприятия посредством сохранных анализаторов, что позволяет исключить влияние патологии зрительной/слуховой функции в виде манифестации вторичных и третичных нарушений развития. Коммуникативное, социальное, и двигательное развитие необходимо начинать с первого дня взаимодействия с ребенком. Успешность реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации определяет командное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в условиях взаимодействия с семьей, где приоритетным фактором становится педагогическая осведомленность. Создание службы ранней коррекционной помощи является одним из вариантов нового подхода в решении задач оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с сенсорными нарушениями, будет способствовать личностному развитию детей с инвалидностью, обеспечит их будущее благополучие и качество жизни.
Ключевые слова: зрительная депривация, тифлопедагогика, нарушения зрения, дети с нарушениями зрения, зрительные нарушения, слепота, слепые дети, сурдопедагогика, нарушения слуха, слуховые нарушения, дети с нарушениями слуха, глухота, глухие дети, ранняя коррекционная помощь, формирование мозга ребенка, студенты-волонтеры, модель ранней помощи, помощь на дому
Abstract: The article, devoted to the urgent topic of the prompt creation of a state system of early rehabilitation support for infants with severe visual and auditory impairments and their families, substantiates a comprehensive approach to understanding the causes of underdevelopment of blind, visually impaired, deaf, and hard of hearing infants. The authors describe the experience of working with the families of such infants of volunteers – students of the Faculty of Psycho-Pedagogical and Special Education of Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky, and the practical experience of the Regional Center for Early Comprehensive Support for Parents and Children with hearing impairments “Rodnichok” – a structural subdivision of the State Educational Institution “Boarding School for students of adapted educational programs No. 1” of Engels, Saratov region. Infants with sensory impairments, which include blind and deaf children, demonstrate general pathological patterns of development that are overcome only in the first sensitive periods via communication and perception bypasses with the help of safe analyzers, which makes it possible to exclude the influence of pathology of the visual/auditory function in the form of manifestations of secondary and tertiary developmental disorders. Communicative, social, and motor development must begin from the first day of interaction with the infant. The success of rehabilitation of deaf infants after cochlear implantation is determined by the team psycho-pedagogical support of the child in the situation of interaction with the family, where pedagogical awareness prevails. The creation of an early rehabilitation support service is one of the options for a new approach in solving the problems of providing qualified psycho-pedagogical assistance to families with infants with sensory impairments, may contribute to the personal development of infants with disabilities, and can ensure their future well-being and a high quality of life.
Key words: visual deprivation, typhlopedagogy, visual impairments, children with visual impairments, visual disorders, blindness, blind children, surdopedagogy, hearing disorders, hearing loss, children with hearing loss, deafness, deaf children, early rehabilitation support, child's brain formation, students-volunteers, model of early rehabilitation support, rehabilitation support at home

Для цитирования:

Мясникова, Л. В. Проблема создания государственной системы ранней коррекционной помощи слепым и глухим детям / Л. В. Мясникова, И. Л. Соловьева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2022. – №3. – С. 133-146.

For citation

Myasnikova, L. V., Solov'eva, I. L. (2022). To the Problem of Creation of a State System of Early Intervention for Blind and Deaf Infants // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №3. – P. 133-146.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.