Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье авторы поднимают вопрос о стратегических коммуникациях, способствующих минимизации рисков, с которыми могут столкнуться люди с ограниченными возможностями здоровья в системе непрерывного образования на различных его ступенях. Под стратегическими коммуникациями авторы понимают ориентированное на перспективу коммуникационное взаимодействие с широким кругом социальных институтов и социальных групп, непосредственно или опосредованно связанных с образованием и дальнейшей социальной деятельностью инвалидов. Потенциал этих коммуникаций может минимизировать или устранить риски, возникающие в ситуации неопределенности, характерной для данного времени. Стратегические коммуникации внешней ориентации, связанные с нормативно-правовой базой, государственными и негосударственными социальными институтами, общественными объединениями международного, федерального, регионального и местного уровня, создают социальную среду, способную оказывать поддержку и порой сопровождение определенным категориям лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В связи с интенсификацией общественного развития усиливается внимание к привлечению негосударственных организаций к предоставлению социальных услуг и видов помощи людям с инвалидностью. Авторы указывают на использование новых технологий (фандрайзинг, волонтерство в фандрайзинге, кейс-технологии, форсайт-технологии и др.), потенциал которых позволяет обогащать индивидуальные программы для лиц с инвалидностью с позиции усиления образовательных эффектов. Позитивное продвижение по образовательным программам лицам с инвалидностью в системе образования обеспечивают стратегические коммуникации внутренней ориентации, решающие на организационно-методическом уровне проблемы сопровождения обучающихся по инновационным образовательным программам в условиях цифровой цивилизации. В качестве методов исследования выступили контент-анализ публикаций по проблеме исследования, контент-анализ нормативно-правовой базы, использовались опросы студентов с инвалидностью и ОВЗ, применялся системно-структурный, гуманистический, информационный подходы. Результаты исследования могут быть полезны преподавателям, работникам системы образования и социально-реабилитационных центров, специалистам сопровождающих служб, представителям общественных организаций, защищающих права лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Ключевые слова: социум, инвалиды, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, лица с ограниченными возможностями здоровья, непрерывное образование, педагогические инновации, стратегические коммуникации, инновационные образовательные программы, образовательный процесс
Abstract: In this article, the authors raise the issue of strategic communications that help minimize the risks which people with disabilities may face in the system of continuing education at its various levels. Strategic communications are interpreted by the authors as prospect-oriented communication interaction with a wide range of social institutions and social groups that are directly or indirectly related to the education and further social activities of persons with disabilities. The potential of these communications can minimize or eliminate the risks that arise in the situation of uncertainty characteristic of the present time. Strategic communications of external orientation, associated with the normative-legal basis, state and non-state social institutions and public associations on the international, federal, regional and local levels, create a social environment that can provide support and help for certain categories of persons with disabilities. In connection with the intensification of social development, more attention is being paid to the involvement of non-government organizations in the provision of social services and types of assistance for persons with disabilities. The authors point to the use of new technologies (fundraising, volunteering in fundraising, case technologies, foresight technologies, etc.), the potential of which allows enriching individual programs for people with disabilities from the stand-point of enhancing their educational efficiency. Successful completion of educational programs by persons with disabilities in the education system is guaranteed by the strategic communications of inter-nal orientation, solving the problems of supporting students of innovative educational programs in the modern digital civilization at the organizational and methodological level. The following research methods were used: content analysis of publications on the problem, content analysis of the normative-legal basis, interviews of students with disabilities, and systemic-structural, humanistic, and informational approaches. The results of the study may be useful to teachers, employees of the education system and social rehabilitation centers, specialists of support providing services, and representatives of public organizations that protect the rights of persons with disabilities.
Key words: society, SEND, disabilities, persons with disabilities, continuing education, pedagogical innovations, strategic communications, innovative educational programs, education process

Для цитирования:

Лебедева, С. С. Социализирующий потенциал стратегических коммуникаций в инновационных образовательных программах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С. С. Лебедева, Ю. Ю. Платонова, С. М. Безух, И. В. Мишина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2022. – №3. – С. 43-56.

For citation

Lebedeva, S. S., Platonova, Y. Yu., Bezukh, S. M., Mishina, I. V. (2022). The Socializing Potential of Strategic Communications in Innovative Educational Programs for Students with Disabilities // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №3. – P. 43-56.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.