Файл статьи: PDF
Аннотация: В последние годы наблюдается рост числа детей с проблемами в речевом развитии, обусловленными нарушениями в формировании фонетико-фонематических процессов, в связи с чем поиск действенных способов оказания ранней помощи таким детям является одной из актуальных и значимых задач специальной педагогики. В статье представлены результаты экспериментального исследования эффективности метода А. Томатиса в комплексном сопровождении детей младшего школьного возраста, имеющих отклонения от норм речевого развития. В результате обследования 119 детей в возрасте от 34 до 38 месяцев были выявлены 72 ребенка, имеющих проблемы в становлении речевой функции вследствие нарушений фонематического слуха, что составляет 60,51 %. В течение года одна группа таких детей (n = 24) участвовала в экспериментальной апробации авторской коррекционной программы, в которую, наряду со специально разработанными занятиями с логопедом, были включены сеансы аудистимуляции по методу А. Томатиса в качестве средства коррекции их фонематического слуха; другая группа (n = 24) проходила курс терапии по методу А. Томатиса без вмешательства логопеда; третья группа детей (n = 24) никаких дополнительных занятий, кроме плановых занятий в ДОУ, не посещала. В результате эксперимента был подтверждено, что аудистимуляция по методу А. Томатиса позитивно влияет на формирование фонематического слуха детей, что обеспечивает преодоление проблем в их речевом развитии, вследствие чего метод А. Томатиса может рассматриваться как эффективное средство комплексного сопровождения психического развития детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: аудистимуляция, фонематический слух, фонетико-фонематические процессы, дошкольная логопедия, младшие дошкольники, нарушения речи, дети с нарушениями речи, речевые нарушения, детская речь, развитие речи
Abstract: In recent years, there has been an increase in the number of children with speech development problems caused by disorders of the formation of phonetic and phonemic processes, and therefore the search for effective ways to provide early intervention for such children is one of the urgent and significant tasks of special pedagogy. The article presents the results of an experimental study of the effectiveness of the method of A. Tomatis in the complex support for children of junior preschool age who have deviations from the typical speech development. As a result of observation of 119 children aged 34 to 38 months, 72 children were identified with problems in the development of speech function, which is 60.51%. During the year, one group of such children (n = 24) participated in the experimental testing of the author's rehabilitation program, which, along with specially designed sessions with a speech therapist, included auditory stimulation sessions using the Tomatis method as a means of correcting their phonemic awareness; the other group (n = 24) underwent a course of therapy according to the Tomatis method without the intervention of a speech therapist; the third group of children (n = 24) did not attend any additional classes, except for the planned classes at a preschool education institutions. As a result of the experiment, it was confirmed that the Tomatis method of auditory stimulation has a positive effect on the formation of phonemic awareness in children and enables them to overcome their speech problems. Thus the Tomatis method can be considered as an effective means of comprehensive support for the psychological development of children of junior preschool age.
Key words: auditory stimulation, phonemic awareness, phonetic and phonemic processes, preschool logopedics, junior preschoolers, speech disorders, children with speech disorders, disorders of speech, children’s speech, speech development

Для цитирования:

Кнюдде, Д. Г. Роль и место аудиостимуляции по методу А. Томатиса в системе коррекции фонематического слуха детей младшего дошкольного возраста / Д. Г. Кнюдде. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2022. – №3. – С. 27-42.

For citation

Knyudde, D. G. (2022). The Role and Place of the Tomatis Method of Auditory Stimulation in the System of Correction of Phonemic Awareness in Preschool Children // Special Education. – 2022. – №3. – P. 27-42.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.