Архив журнала
Изучение особенностей речевых высказываний дошкольников с задержкой психического развития в процессе знакомства с текстовым и картинным материалом
- 546
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы изучения особенностей произвольного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) посредством знаково-символических видов деятельности.
Приводится краткий анализ позиций исследователей по пониманию особенностей формирования у детей связного высказывания. Достаточный уровень развития связной речи отражается в способности адекватно воспринимать и интерпретировать окружающее, в том числе текстовые материалы, картины, а также в умении давать развернутый ответ на вопросы, раскрывать свои собственные представления, вступать в коммуникативные отношения с окружающими. Именно это позволяет рассматривать процесс развития связной речи в качестве основного направления познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.
В статье представлена диагностическая методика, которая включает дифференциальные критерии по выполнению экспериментальных заданий с двумя группами детей: с нормальным речевым и когнитивным развитием и с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Приводится методика изучения состояния речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая состоит из трех серий заданий, включающих следующие направления: изучение особенностей речевой деятельности в процессе восприятия и словесной интерпретации содержания художественной картины; изучение возможностей ребенка в воспроизведении смыслового содержания картины; изучение способности продуцировать речевое высказывание по прослушанному тексту. Каждая серии имеет свой набор заданий, который позволяет детально проанализировать уровень сформированности связного высказывания.
Представленные экспериментальные данные обогащают исследовательский материал по изучению вербальных и невербальных психических процессов дошкольников с задержкой психического, в том числе коммуникативного развития. В статье представлен ход и результаты выполнения заданий детьми с задержкой психического развития и детьми с нормальным речевым и когнитивным развитием. По результатам проведенного исследования описываются наиболее характерные особенности связных высказываний детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Они представлены в описании нарушений в коммуникативной сфере у детей с ЗПР, особенностей эмоционального реагирования, а также переработки вестибулярной и проприоцептивной информации.
Ключевые слова: ЗПР, задержка психического развития, дети с задержкой психического развития, дошкольники, детская речь, развитие речи, связная речь, произвольные высказывания, устная речь, речевая деятельность, знаково-символическая деятельность, художественная картина
Abstract: The article deals with the issues of studying the typical features of arbitrary utterances in senior preschool children with disorders of psychological development (DPD) through signemic-symbolic kinds of activity.
The article provides a brief review of the positions of researchers on understanding the specific features of the formation of coherent speech in children. A sufficient level of development of coherent speech is reflected in the ability to adequately perceive and interpret the environment, including textual materials and pictures, as well as in the ability to give detailed answers to questions, present their own ideas, and enter into communicative relationships with others. This is what makes it possible to consider the development of coherent speech as the main direction of cognitive-verbal development of preschool children.
The article presents a diagnostic technique that includes differential criteria for performing experimental tasks with two groups of children: with typical speech and cognitive development and with disorders of psychological development of cerebral organic genesis. The article presents a method for studying the state of verbal-cognitive activity of senior preschool children, which consists of three series of tasks, including the following areas: studying the specific features of speech in the process of perception and verbal interpretation of the content of a painting or drawing; studying the child’s capabilities in reproducing the semantic content of the picture; and studying the ability to produce an utterance on the basis of the comprehended text. Each series has its own set of tasks, which allows the researcher to analyze in detail the level of formation of a coherent utterance.
The experimental data presented in the article enrich the research material on the study of verbal and non-verbal mental processes of preschoolers with disorders of psychological development, including the communicative one. The article highlights the progress and results of tasks performed by children with disorders of psychological development and children with typical speech and cognitive development. Based on the results of the study, the authors describe the most characteristic features of coherent utterances of senior preschool children with disorders of psychological development of cerebral-organic genesis. They are presented in the description of disorders in the communicative sphere in children with DPD, of the typical features of emotional response, as well as processing of vestibular and proprioceptive information.
Key words: DPD, disorders of psychological development, children with disorders of psychological development, preschoolers, children’s speech, speech development, coherent speech, arbitrary utterances, oral speech, speech, signemic-symbolic activity, painting
Для цитирования:
Ходякова, А. С. Изучение особенностей речевых высказываний дошкольников с задержкой психического развития в процессе знакомства с текстовым и картинным материалом / А. С. Ходякова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2022. – №3. – С. 111-123.
For citation
Khodyakova, A. S. (2022). A Study of the Typical Features of Utterances of Preschoolers with Disorders of Psychological Development in the Process of Acquaintance with Learning Texts and Pictures // Special Education. – 2022. – №3. – P. 111-123.