Вам может быть интересно:
Архив журнала
Условия формирования навыков коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра
- 665
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты экспериментального исследования по одной из ключевых проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра — проблеме формирования навыков коммуникации. Для обследования были определены три группы навыков коммуникации: коммуникативно-социальные, коммуникативно-диалоговые, коммуникативно-речевые, каждая из которых оценивалась по соответствующим параметрам и критериям. Констатирующий эксперимент позволил выявить ряд коммуникативных трудностей у данной категории детей, в связи с чем были определены и апробированы условия формирования навыков коммуникации у детей дошкольного возраста с РАС. Формирующий эксперимент проводился поэтапно и комплексно по трем взаимосвязанным направлениям (коммуникативно-социальное, коммуникативно-диалоговое, коммуникативно-речевое). Этапы были определены с учетом уровня сложности навыков коммуникации: сначала реализовывался этап по формированию навыков низкого уровня сложности, затем среднего, потом высокого. В основу коррекционно-развивающей работы был положен игровой подход. Формирующий эксперимент проводился в течение учебного года с периодичностью 3 игровых занятия в неделю. Занятия в первом полугодии носили преимущественно индивидуальный характер, а во втором полугодии добавлялись и подгрупповые занятия (по 2 человека). Контрольный эксперимент показал, что формирование навыков коммуникации у детей с РАС возможно, но имеет свои особенности. Чем сложнее навык коммуникации, тем труднее он формировался и еще более трудно генерализовывался, т. е. переводился на самостоятельный внеситуативный уровень. Исследование не претендует на завершенный характер и предполагает дальнейшую апробацию для выявления особенностей и перспектив коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; РАС; детский аутизм; дети-аутисты; дошкольники; экспериментальные исследования; навыки коммуникации; формирование навыков коммуникации.
Abstract: The article presents the results of an experimental study of one of the key issues of education and training of preschool children with autism spectrum disorders — the problem of formation of communication skills. Three groups of communication skills were selected for examination: communicative-social, communicative-dialogic, and communicative-verbal, each of which was evaluated according to appropriate parameters and criteria. Summative assessment revealed a number of com-municative difficulties in this category of children, in connection with which the conditions for the formation of communication skills in preschool chil-dren with ASD were determined and tested. Formative assessment was con-ducted at different stages comprehen-sively in three interrelated areas (com-municative-social, communicative-dialogic, and communicative-verbal). The stages were determined taking into account the level of complexity of communication skills: first came the stage of the formation of a comparatively simple level of complexity, then followed the medium level, and then the high one. The rehabilitation-educational work was based on the game-centered approach. The formative assessment was conducted during the school year with a frequency of 3 game sessions per week. Classes in the first half of the year were mainly individual, and in the second half of the year subgroup classes (2 people in each) were added. The final experiment showed that the formation of communication skills in children with ASD is possible, but has its own characteristic features. The more complex the communication skill, the more difficult it was to form and even more difficult to generalize, i.e. to transfer to the independent non-situational level. The study does not purport to be comprehensively complete and proposes further research to reveal the specificity and prospects of rehabilitation-educational work with children with autism spectrum disorders.
Key words: autism spectrum disorders; ASD; children’s autism; autistic children; preschoolers; experimental studies; communication skills; formation of communication skills.