Файл статьи: PDF
Аннотация: Среди актуальных проблем современной логопедии особое место занимает проблема реализации персонифицированного подхода в системе комплексной речевой реабилитации. В статье рассматриваются понятия «персонификация», «персонализированная медицина», «индивидуальный» и «дифференцированный» подходы с позиции восстановительного обучения взрослых пациентов с нарушением речи, голоса и когнитивным дефицитом. Особое внимание в статье уделено междисциплинарности как специфической форме организации научного знания, базирующейся на связях между различными дисциплинами и технологиями, обеспечивающими эффективное решение комплексных проблем. Речевая реабилитация пациентов с неврологическим дефицитом (двигательным, речевым, когнитивным) в современных условиях требует высокопрофессиональной и специализированной помощи, предусматривающей применение неинвазивных реабилитационных технологий, направленных на усиление лечебных эффектов по устранению причин и механизмов развития заболевания. Авторы подчеркивают значимость медико-биологического и психолого-педагогического направлений, дополняющих друг друга и органически сочетающихся в процессе их взаимодействия с индивидуальным, дифференцированным подходами. Обоснована необходимость применения персонифицированного подхода, позволяющего опираться на внутренние ресурсы личности взрослого обучающегося, для разработки прогностических программ восстановления речи и голоса. Применение культурно-исторической теории Л. С. Выготского, опора на введенное им понятие «зоны ближайшего развития» позволили дать теоретическое объяснение необходимости определения индивидуального маршрута пациента — шага для выбора педагогической модели речевой реабилитации.
Ключевые слова: логопедия; персонифицированный подход; восстановительное обучение; нейрореабилитация; речевые нарушения; нарушения речи; лица с нарушениями речи; взрослые; реабилитационный диагноз; реабилитационный прогноз; Международная классификация функционирования (IFC).
Abstract: Among the urgent issues of modern speech therapy, a special place is occupied by the problem of imple-mentation of the personalized approach in the system of complex speech rehabilitation. The article deals with the concepts of “personalization”, “personalized medicine”, “individual” and “differenti-ated” approaches from the position of rehabilitation training of adult patients with speech and voice disorders and with cognitive deficit. The article pays special attention to interdisciplinarity as a specific form of scientific knowledge organization based on the links between different disciplines and technologies that provide effective solutions to complex problems. Speech rehabilitation of patients with neurological deficits (motor, speech and cognitive) under modern conditions requires highly professional and specialized care, presupposing the use of noninvasive rehabilitation technologies aimed at enhancing the therapeutic effect in eliminating the causes and mechanisms of the disability. The authors emphasize the importance of the medico-biological and psycho-pedagogical aspects, complementing each other and organically combining in the process of their interaction with individual and differentiated approaches. The article substantiates the necessity of using a personalized approach allowing the speech therapist to engage the inner resources of the adult learner’s personal-ity in order to develop prognostic pro-grams of speech and voice restoration. The application of the cultural-historical theory of L.S. Vygotsky and the use of the concept of “the zone of proximal development” introduced by him allowed the authors to give a theoretical explanation of the necessity to determine the individual route of the patient — a step for choosing the pedagogical model of speech rehabilitation.
Key words: speech therapy; personalized approach; rehabilitation training; neurorehabilitation; speech disorders; disorders of speech; persons with speech disorders; adults; rehabilitation diagnosis; rehabilitation prediction; International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF).

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.