Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена научно-исследовательской работе по выявлению уровня сенсорно-перцептивного развития детей среднего до-школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Проводится краткий анализ позиций исследователей по пониманию особенностей формирования у детей базовых перцептивных умений и способностей, их этапности. В первую очередь, этот интерес обусловлен той ролью, которую сенсорно-перцептивные функции играют в развитии других психических процессов ребенка, влияя на полноценное познание им окружающего мира. Во-вторых, сен-сорно-перцептивное развитие и его успешность находятся в прямой связи с результативностью процесса подготовки к школе и последующего школьного обучения. В статье обращается внимание на то, что средний дошкольный возраст — это тот период, когда выявленные нарушения сенсорно-перцептивного порядка еще можно оперативно скорректировать без негативных последствий как для общего психического развития, так и для формирования учебных навыков. Рассматривается востребованность изучения сенсорно-перцептивного развития дошкольников с задержкой психического развития. Проводится анализ исследований о значимости сенсорно-перцептивного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития для дальнейшего полноценного обучения детей в условиях школьного образования. В статье представлена диагностическая методика, которая включает дифференциальные критерии по выполнению экспериментальных заданий с двумя группами детей: с нормотипичным развитием и с задержкой психического развития. Описывается диагностическая методика, разработанная и модифицированная на базе тестов Sensory Integration and Praxis Tests — SIPT, SPM-шкалы сенсорной обработки с учетом психологических и физиологических особенностей онтогенеза исследуемых категориальных систем (метод разработан американскими учеными А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей). Описана методика обследования сенсорно-перцептивного развития детей среднего дошкольного возраста, которая состоит из шести блоков, включающих основные функциональные области: социальная сфера, восприятие формы, пространственные характеристики, зрительно-моторная организация, конструирование, различение тактильных, слуховых стимулов, праксис, переработка вестибулярной и проприоцептивной информации. Каждый из блоков имеет свой набор заданий, который позволяет детально проанализировать уровень сформированности функциональных областей, влияющих на сенсорно-перцептивное развитие. В статье представлен ход и результаты выполнения заданий детьми с нормо-типичным развитие и детьми с задержкой психического развития. По результатам проведенного исследования описываются наиболее характерные особенности сенсорно-перцептивного развития детей сред-него дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Они представлены в описании нарушений в коммуникативной сфере у детей с ЗПР, особенностей эмоционального реагирования, в анализе восприятия детьми формы и пространственных характеристик, в особенностях различения тактильных стимулов, билатеральной моторной координации, а также в переработке вестибулярной и проприоцептивной информации.
Ключевые слова: сенсорно-перцептивное развитие; ЗПР; задержка психического развития; дети с задержкой психического развития; дошкольники; стимуляция сенсорно-перцептивного развития; слуховая модальность; зрительная модальность; тактильные стимулы; вестибулярная информация; проприоцептивная информация.
Abstract: The article deals with the issue of identification of the level of sensory-perceptual development of children of middle preschool age with disorders of psychological development (DPD). The authors present a brief analysis of the positions of many researchers on the specificity of the formation of basic perceptual skills and abilities in children and their developmental stages. First of all, this interest is due to the role that sensory-perceptual functions play in the development of other mental processes of the child, affecting their full knowledge of the surrounding world. Secondly, sensory-perceptual development and its successful completion are directly related to the effectiveness of the process of preparation for school and subsequent schooling. The article draws the readers’ attention to the fact that the middle preschool age is the period when the diagnosed violations of the sensory-perceptual nature can still be promptly treated without negative consequences for both general psychological development and the formation of the learning skills. The authors look at the urgency of the study of sensory-perceptual development of preschoolers with disorders of psychological development. The authors analyze various studies of the importance of sensory-perceptual development of preschool children with disorders of psychological development for further all-round education of such children at school. The article presents a diagnostic technique that includes dif-ferential criteria for performing experi-mental tasks with two groups of children: typical children and those with disorders of psychological development. The study describes a diagnostic tool developed and modified on the basis of Sensory Integration and Praxis Tests — SIPT and SPM-scales of sensory processing taking into account the psychological and physiological specific features of the ontogenesis of the categorial systems under investigation (the method was developed by American scholars A. Bundy, S. Lane, and E. Murray). The authors present a method of exami-nation of sensory-perceptual development of children of middle preschool age, which consists of six blocks, including the main functional areas, such as: social sphere, perception of form, spatial characteristics, visual-motor organization, construction, distinction of tactile and auditory stimuli, praxis, and processing of vestibular and proprioceptive information. Each of the blocks has its own set of tasks, which allows the researcher to analyze in detail the level of formation of the functional areas that influence sensory-perceptual develop-ment. The article presents the children’s performance and the results of the task completion by typical children and by children with disorders of psychological development. According to the results of the study, the most characteristic features of the sensory-perceptual development of chil-dren of middle preschool age with dis-orders of psychological development of cerebral-organic genesis are described. They are presented in the description of the communication sphere disorders in children with DPD and the features of emotional response, in the analysis of children's perception of form and spatial characteristics, in the specific features of distinguishing tactile stimuli, bilateral motor coordination, as well as in the processing of vestibular and proprioceptive information
Key words: sensory-perceptual development; DPD; disorders of psychological development; children with disorders of psychological development; preschoolers; stimulation of sensory-perceptual development; auditory modality; visual modality; tactile stimuli; vestibular information; proprioceptive information.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.