Архив журнала
Экспериментальные основы процесса коммуникативной реабилитации младших школьников с задержкой психического развития средствами наглядного моделирования: этап диагностики
- 538
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен анализ теоретической и методической литературы, затрагивающей особенности процесса коммуникативной реабилитации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) средствами наглядного моделирования. Отмечается, что сформированность коммуникативных навыков играет большую роль в подготовке детей к школьному обучению. Отсутствие элементарных коммуникативных навыков затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми и в дальнейшем нарушает процесс обучения в целом. Владение коммуникативными навыками способствует психическому развитию ребенка и влияет на формирование всех видов его деятельности. Однако применительно к детям с ЗПР многие аспекты коммуникативной реабилитации остаются недостаточно разработанными, особенно это касается реабилитации с использованием наглядного моделирования. В исследовании отдельно рассматриваются различные научные подходы к понятиям «коммуникативная реабилитация», «коммуникативные навыки», «метод наглядного моделирования». Научная новизна статьи определяется избранной диагностической методикой, предполагающей обследование трех компонентов в структуре коммуникативных навыков: информационно-коммуникативного, интерактивного и перцептивного. Описаны результаты экспериментального изучения сформированности коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР: организация, методическое обеспечение и анализ данных эксперимента. На основе проведенного исследования в дальнейшем предполагается разработка программы коррекционной работы, направленной на коммуникативную реабилитацию детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами наглядного моделирования.
Ключевые слова: задержка психического развития; ЗПР; дети с задержкой психического развития; младшие школьники; коммуникативная реабилитация; коммуникативные навыки; метод наглядного моделирования; информационно-коммуникативные технологии; интерактивный компонент; перцептивный компонент.
Abstract: The article presents an analysis of theoretical and practical methods literature on the peculiarities of the process of communication rehabilitation of primary school children with disorders of psychological development (DPD) by means of visual modeling. It is noted that the development of communication skills plays a great role in the preparation of children for schooling. The lack of elementary communication skills interferes with the child's communication with peers and adults, and in future disrupts the learning process as a whole. The possession of communication skills contributes to the child's psychological development and influences the formation of all kinds of their activity. However, in relation to children with disorders of psychological development, many aspects of communication rehabilitation remain underdeveloped. All the more so when it comes to communication rehabilitation via the use of visual modeling. The article specially considers various scientific approaches to the definitions of the con-cepts “communication rehabilitation”, “communication skills”, and “method of visual modeling”. The scientific novelty of the article is determined by the diag-nostic technique selected by the authors, which involves the examination of three components in the structure of commu-nication skills: information-communica-tive, interactive and perceptual. The article describes the results of the experimental study of communication skills of primary school children with disorders of psychological development (organization, methodological support and analysis of the results of the experiment). Based on the research carried out, the authors plan to develop a rehabilitation program targeted to provide communication rehabilitation of primary school children with disorders of psychological development by means of visual modeling.
Key words: disorders of psychological development; DPD; children with disorders of psychological development; junior schoolchildren; communication rehabilitation; communication skills; method of visual modeling; information and communication technologies; inter-active component; perceptual component.