Архив журнала
Влияние речевых нарушений на развитие творческого воображения младших школьников
- 625
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Современное общество предъявляет требования, заключающиеся в необходимости развития личности, способной творчески подходить к решению проблемных задач, нестандартно мыслить, гибко и быстро реагировать на происходящие изменения, находить оптимальный вы-ход из сложившейся ситуации. В отечественном образовании приоритетным вектором становится формирование у обучающихся компетенций в решении нестандартных ситуаций, которые пришли на смену получения академической успеваемости. Исходя из потребностей общества, парадигмы образования и реализации деятельностного и компетентностного подходов, развитие творческого воображения как важного компонента жизненной компетенции обучающихся начальной школы является актуальным вопросом. С целью изучения влияния речевых нарушений на развитие творческого воображения младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование, результаты которого отражены в данной статье. Особое внимание уделено изучению критериев воображения (оригинальности, продуктивности, гибкости, мотивации и скорости решения творческой задачи) и описанию их особенностей у обучающихся с речевым онтогенезом и дизонтегенезом. Дана подробная количественно-качественная характеристика уровней развития творческого воображения у младших школьников 1—4 классов, которая позволяет объективно увидеть происходящие изменения в структуре воображения, характеризующиеся трансформацией надситуативной внутренней позиции во внеситуативную. Автором отмечается более низкий уровень развития творческого воображения у младших школьников с речевыми нарушениями в сравнении с их сверстниками с нормативным речевым развитием. Также только у половины обучающихся с речевым онтогенезом можно говорить о появлении качественно нового воображения, которое позволит управлять собой как субъектом воображения и обеспечит возникновение подлинного творчества.
Ключевые слова: творческое воображение; логопедия; нарушения речи; дети с нарушениями речи; речевые нарушения; ОНР; общее недоразвитие речи; младшие школьники; начальная школа.
Abstract: Modern society makes demands on the development of a person who must be able to creatively approach problem solving, think outside the box, respond flexibly and quickly to ongoing changes, and find the best way out of the current situation. In domestic education, the priority vector is the formation of students' competences in solving non-standard situations that have come to replace academic achievement. Based on the needs of society, the paradigm of education and the implementation of activity and competence-based ap-proaches, the development of creative imagination, as an important component of the life competence of elementary school students, is an urgent issue. In order to study the influence of speech disorders on the development of the creative imagination of junior school-children, the author conducted an exper-imental study, the results of which are reflected in this article. Particular attention is paid to the study of the criteria of imagination (originality, productivity, flexibility, motivation and speed of solv-ing a creative problem) and the descrip-tion of their features in students with speech ontogenesis and dysontogenesis. A detailed quantitative and qualitative characteristic of the levels of development of creative imagination in junior schoolchildren of grades 1-4 is given in the article, which allows the researcher to objectively see the ongoing changes in the structure of imagination, characterized by the transformation of the supra-situational internal position into an extra-situational one. The author notes a lower level of development of creative imagination in junior students with speech disorders in comparison with their peers with typical speech development. Only half of the students with speech ontogenesis demonstrate the emergence of a qualitatively new imagination, which allows them to control themselves as subjects of imagination and ensures the emergence of genuine creativity.
Key words: creative imagination; logopedics; speech disorders; children with speech disorders; disorders of speech; general speech underdevelopment; junior schoolchildren; primary school.