Файл статьи: PDF
Аннотация: Применение в практической деятельности учителя-логопеда информационно-коммуникативных технологии (ИКТ) и дистанционных форм логопедической работы позволяет обеспечить индивидуальный подход к детям с тяжелыми нарушениями речи, организовать непрерывность коррекционно-развивающего процесса в условиях вынужденного отсутствия обучающихся на занятии в традиционной офлайн-форме. В статье описаны педагогические условия использования информационно-коммуникативных технологий на основе анализа санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СанПиН), Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), практического опыта учителей-логопедов. В ходе изучения опыта применения цифровых технологий учителями-логопедами были собраны и проанализированы 100 анкет педагогов, выявлены преимущества и недостатки дистанционных форм работы с детьми, трудности при подготовке и проведении вебинаров с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Выделены наиболее значимые педагогические условия, которые необходимо учитывать специалистам при применении информационно-коммуникативных технологий и дистанционных форм логопедической работы с дошкольниками: выполнение требований СанПиН и ФГОС; учет этапа, цели и задач логопедической работы, возраста и интересов ребенка; проведение логопедических занятий с детьми дошкольного возраста в дистанционной форме в присутствии и с помощью родителей или других взрослых; тщательная подготовительная работа при подготовке занятий с использованием ИКТ.
Ключевые слова: педагогические условия; информационно-коммуникативные технологии; дистанционные формы работы; учителя-логопеды; логопедическая работа; логопедические занятия; дошкольная логопедия; дошкольники; нарушения речи; дети с нарушениями речи; речевые нарушения; ТНР; тяжелые нарушения речи.
Abstract: The application of information and communication technologies (ICT) and remote forms of logopedic work in the practical teaching of a logopedist makes it possible to realize an individual approach to children with severe speech disorders and to promote the continuity of the rehabilitation-educational process under the conditions of enforced absence of students in the classroom in the traditional offline form. The article describes the pedagogical conditions of the use of ICT based on the analysis of sanitary and epidemiological requirements for educational and training institutions and centers for recreation and rehabilitation of children and young people (SanPiN), the Federal State Educational Standard of Preschool Education (FSES PE), and practical experience of teachers-speech therapists. 100 questionnaires of pedagogues were collected and analyzed in the course of investigation of the experience of appli-cation of digital technologies by teachers-logopedists. The authors revealed the advantages and disadvantages of remote forms of work with children and marked the difficulties in the preparation and conduct of webinars with preschoolers who had speech disorders. The article singles out the most signif-icant pedagogical conditions which should be taken into account by special-ists while using ICT and remote forms of logopedic work with preschoolers: fulfillment of the requirements of SanPiNs and FSES; inclusion of infor-mation about the stage, aims and tasks of the speech therapy and the age and interests of the child; conduct of distant logopedic classes with preschool children in the presence and with the help of the parents or other adults; careful pre-paratory work before classes employing ICT.
Key words: pedagogical conditions; information and communication technologies; remote forms of work; teachers-logopedists; logopedic work; logo¬pedic lessons; preschool logopedics; preschoolers; speech disorders; children with speech disorders; disorders of speech; severe speech disorders.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.