Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Асинхрония развития у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в первую очередь проявляется в формировании интеллектуальной и речевой функций. В настоящее время увеличилось количество безречевых обучающихся с РАС и задержкой психического развития (ЗПР). Исследуются поведенческие и адаптивные особенности обучающихся с РАС и ЗПР, анализируется специфика их речевого, интеллектуального, сенсорного развития. Описана практическая работа по реализации логопедической программы с безречевыми младшими школьниками, имеющими расстройства аутистического спектра и задержку психического развития, обучающимися в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС (ФРЦ МГППУ). Констатируются особенности произносительной, просодической стороны речи у безречевых обучающихся с РАС и ЗПР. Пошагово представлены базовые этапы формирования произвольной речи у обучающихся данной группы. Приводятся апробированные в процессе многолетней логопедической практики модификационные приемы работы по формированию фразовой речи. Даются рекомендации по формированию грамматических правил родного языка. Поэтапно представлены направления логопедической работы по становлению связной речи, обучению младших школьников элементам творческого рассказывания. Делаются выводы о возможности формирования речи после сенситивного периода ее развития, важной роли родителей и всех педагогов специализированной школы в генерализации речевых навыков у безречевых обучающихся с РАС и ЗПР.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; РАС; детский аутизм; дети-аутисты; ЗПР; задержка психического развития; дети с задержкой психического развития; начальная школа; младшие школьники; детская речь; развитие речи; произвольная речь; речевые навыки; безречевые дети.
Abstract: The asynchronous development in children with autism spectrum disorder (ASD) is primarily manifested in the formation of intellectual and speech functions. Currently, the number of nonverbal students with ASD and disorders of psychological development (DPD) has increased. This study investigates behavioral and adaptive specific features of students with ASD and DPD and analyzes the specificity of their verbal, intellectual, and sensory development. It describes the practical work on the implementation of the logopedic program with nonverbal pri-mary school children with ASD and DPD attending the Federal Resource Center for the Organization of Compre-hensive Support for Children with ASD (at Moscow State Psychological and Pedagogical University). The study reveals the typical features of the articulatory and prosodic aspects of speech in nonverbal students with ASD and DPD. The basic stages of the formation of arbitrary speech in students of this group are presented step by step. The author characterizes the modified techniques of work on the formation of phrase speech, tested in the course of many years of logopedic practice. The study suggests recommendations on the formation of the native language grammar skills. The directions of logopedic work on the formation of coherent speech and teaching junior schoolchildren the elements of creative storytelling are presented in a system. Conclusions are drawn about the possibility of speech formation after a sensitive period of its development, about the important role of the parents and all teachers of a specialized school in the generalization of speech skills in nonverbal students with ASD and DPD.
Key words: autism spectrum disorders; ASD; children’s autism; autistic children; DPD; disorders of psychological development; children with disorders of psychological development; primary school; junior schoolchildren; children’s speech; speech development; arbitrary speech; speech skills; nonverbal children.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.