Вам может быть интересно:
Архив журнала
Особенности семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с психической депривацией
- 473
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме речевого развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях дефицита семейного воспитания. У большинства детей, воспитывающихся в условиях психической депривации, страдают все компоненты речевой функциональной системы, в том числе недостаточно сформирован лексический строй речи, особенно понимание и употребление слов с эмотивным значением.
В статье рассматриваются особенности организации семантического поля эмотивной лексики, характера вербальных ассоциаций у школьников с психической депривацией, а именно представлены общие закономерности в формировании семантического поля эмотивной лексики у школьников, воспитывающихся в семье и вне семьи, а также специфические особенности формирования семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с психической депривацией, в сравнении не только со сверстниками, но и с детьми более младшего возраста, воспитывающимися в семье; описаны особенности вербального поведения детей, лишенных родительского попечительства, в условиях свободного ассоциативного эксперимента.
Особенности лексического строя речи у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, отражают своеобразие познавательной деятельности школьников рассматриваемой категории, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.
Ключевые слова: младшие школьники; психическая депривация; эмотивная лексика; лексико-семантические поля; ассоциативные эксперименты; детская речь; развитие речи.
Abstract: The article deals with the issue of speech development of primary school children who suffer from the lack of family education. Most children brought up under the conditions of mental deprivation have different disorders of the speech functional system, including insufficient formation of the lexical aspect of speech, especially comprehension and use of words with emotive meaning.
The article examines the specific fea-tures of organization of the semantic field of emotive vocabulary and the nature of verbal associations in schoolchildren with mental deprivation. Specifically, it presents the general patterns of formation of the semantic field of emotive vocabulary in schoolchildren brought up both in the family and outside the family, as well as the specific features of formation of the semantic field of emotive vocabulary in junior schoolchildren with mental deprivation, in comparison not only with the peers, but also younger children brought up in the family. It also describes the peculiarities of the verbal behavior of children deprived of parental care in a free associative experiment.
The peculiarities of the lexical aspect of speech in children brought up in resi-dential institutions (boarding schools) reflect the originality of the cognitive activity of schoolchildren of the category under consideration, the limitations of their ideas about the world around them, and the difficulties of understanding the phenomena, properties and patterns of the surrounding reality.
Key words: junior schoolchildren; mental deprivation; emotive vocabulary; lexico-semantic fields; associative experiments; children’s speech; speech development.