Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность предлагаемой тематики обусловлена решением научно-теоретических и практических задач современной специальной психологии, связанных с теоретическим обоснованием вопросов улучшения качества жизни детей с нарушениями развития, укрепления их физического и психологического здоровья и достижения психологического и социального благополучия детей, а также созданием методического обеспечения в этом направлении. В целом решение этих задач связано с повышением уровня психологической экологии жизнедеятельности детей с нарушениями развития. В статье рассматриваются вопросы, связанные с улучшением качества жизни детей с нарушениями развития. Обозначены психологические параметры отличия жизни детей с нарушениями развития от жизни здоровых сверстников, проанализированы современные подходы к анализу взаимодействия детей со средой и полем их активности. Выделены факторы психологического благополучия детей с нарушениями развития и описаны их базовые характеристики. Представлено осмысление значения факторов психологического благополучия и их влияния на психоэмоциональное состояние детей, показано влияние этих факторов на улучшение жизнедеятельности и качество жизни детей в целом. Предлагается задачи помощи, направленные на улучшение психологической экологии жизни, прямым образом связывать со всей жизнью ребенка в широком смысле этого слова, более полно учитывать зависимость жизни ребенка от окружающей его микро- и макросреды, восприятия и осмысления ребенком образа мира и своего места в нем. Акцентируется особое внимание на необходимости изучения особенностей жизненного потенциала ребенка, сформированности у него учебных и жизненных компетенций, уровня социализации. Предлагается расширение спектра форм психокоррекционной работы с детьми за счет включения в нее современных методов и технологий, способствующих улучшению их психологического состояния и повышению уровня психологической экологии жизни (например, арт-терапия, сказкотерапия, куклотерапия; использование мультисенсорного оборудования, интерактивной цветомузыкальной развивающей среды, приборов биологической обратной связи (БОС), компьютерных программы и др.).
Ключевые слова: психологическая экология; факторы психологического благополучия; психологическое благополучие; качество жизни; нарушения развития; дети с нарушениями развития; социальные сети; психологическое здоровье; успешность.
Abstract: The urgency of the topic stems from its contribution to the solution of scientific-theoretical and practical problems of modern special psychology related to the theoretical foundation of the issues of improvement of the quality of life of children with developmental disorders, strengthening their physical and psychological health and achievement of psychological and social well-being, as well as the creation of methodological support in this area. In general, the solution of these problems is associated with an increase in the level of psychological ecology of the life of chil-dren with developmental disorders. The article deals with issues related to the improvement of the quality of life of children with developmental disorders. It determines the psychological parameters differentiating the life of children with developmental disorders from the life of typical peers. It also analyzes modern approaches to the analysis of children's interaction with the environment and the field of their activity. The study singles out the factors of psychological well-being of children with developmental disorders and describes their basic characteristics. The author presents her understanding of the importance of the factors of psychological well-being and their influence on the psycho-emotional state of children and demonstrates the influence of these factors on the improvement of life activity and the quality of life of children in general. The author suggests that the tasks of assistance aimed to improve the psychological ecology of life be directly linked with the whole life of the child in the broad sense of the word. It is neces-sary to take more fully into account the dependence of the child's life on the micro- and macro-environment, sur-rounding him, and on the child's percep-tion and comprehension of the image of the world and their place in it. Special attention is paid to the need to study the specific features of the child's life poten-tial and the formation of their educational and life competences and the level of socialization. The author suggests expanding the range of forms of psycho-rehabilitative work with children by including modern methods and technologies that contribute to improving their psychological state and increasing the level of psychological ecology of life (for example, art therapy, fairytale therapy, doll therapy; use of multi-sensory equipment, interactive color music developing environment, biofeedback devices, computer programs, etc.).
Key words: psychological ecology; factors of psychological well-being; psychological well-being; quality of life; developmental disorders; children with developmental disorders; social networking sites; psychological health; success.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.