Файл статьи: PDF
Аннотация: Это исследование представляет собой изучение речевых высказываний детей с расстройствами аутистического спектра в сочетании с разными уровнями интеллектуального развития. Проведено сравнительное исследование речевой продукции младших школьников с расстройствами аутистического спектра, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе в разных вариантах (АООП). В результате обобщения и анализа результатов исследования было установлено, что существует взаимосвязь между уровнями речевого высказывания и интеллектуального развития детей с расстройствами аутистического спектра. Речь школьников, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 8.2), характеризуется ограниченностью лексических средств, трудностями грамматического оформления речи. У школьников с расстройствами аутистического спектра с легкой и умеренной умственной отсталостью (АООП, вариант 8.3) речь представлена отдельными словами или простой фразой, вызывает затруднения самостоятельный пересказ. Результаты исследования речевой продукции младших школьников, которые обучаются по АООП (вариант 8.4), показали, что дети не используют речевые высказывания для коммуникации. Речь детей с расстройствами аутистического спектра в сочетании с интеллектуальными нарушениями имеет различный уровень: от отдельных звуков до связной речи. Мы считаем, что всем учащимся, принявшим участие в исследовании, необходимы коррекционные мероприятия, нацеленные на формирование коммуникативного поведения младших школьников с РАС.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; РАС; детский аутизм; дети-аутисты; речевые высказывания; детская речь; речевая деятельность; младшие школьники; интеллект; интеллектуальное развитие; умственная отсталость.
Abstract: This study focuses on utterances of children with autism spectrum disorder accompanied by different levels of intellectual development. A comparative study of the speech production of primary schoolchildren with autism spectrum disorder enrolled in an adapted basic general education curriculum in different versions has been carried out. As a result of a summary and analysis of the results of the study, it has been found that there is a relationship between the levels of utterance and intellectual development of children with autism spectrum disorder. The speech of schoolchildren studying according to the adapted basic general education program, version 8.2 is characterized by poor vocabulary and problems with the proper use of grammatical forms. In schoolchildren with autism spectrum disorder of mild to moderate degree of intellectual disability (adapted basic gen-eral education program, version 8.3) — speech is made up of separate words or a simple phrase; independent retelling is rather difficult. The results of the study of the speech production of junior schoolchildren who study according to the adapted basic general education curriculum, version 8.4, show that such children do not use utterances for com-munication. The speech of children with autism spectrum disorder accompanied by intellectual disability demonstrates different levels: from isolated sounds to coherent speech. The authors believe that all students who took part in the study need rehabilitative treatment aimed to form their communicative behavior.
Key words: autism spectrum disorders; ASD; children’s autism; autistic children; utterances; children’s speech; speech; junior schoolchildren; intelligence; intellectual development; intellectual disability.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.