Архив журнала
Роль мозжечка в развитии и расстройствах когнитивных функций и поведения у детей
- 522
- Рубрика: МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Исследование посвящено роли мозжечка в формировании поведения и когнитивных функций, а также их расстройств у детей. Показано, что мозжечок является быстро развивающимся и ранним отделом мозга. В мозжечке выделяют 3 системы: спиноцеребеллярную, цереброцеребеллярную и вестибулоцеребеллярную, которые обеспечивают движения туловища и конечностей; планирование движений и оценку сенсорной информации; равновесие и движения глаз. Сравнительный анализ показывает вовлеченность мозжечка в развитие таких когнитивных и поведенческих расстройств, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью и аутизм. В грудном возрасте наиболее ярким проявлением недостаточности функции мозжечка cлужит синдром «вялого ребенка». В раннем детском возрасте эти расстройства могут быть заподозрены, помимо указанной выше мышечной гипотонии, на основании нарушений вертикализации, мелкой моторики, простейших координационных проб. Выявление негрубых нарушений со стороны церебеллярной функции возможно с помощью стандартных шкал оценки неврологической дисфункции, в частности Гронингенского обследования (В. С. L. Touwen, 1979; M. Hadders-Algra, 2010). Посредством данного неврологического профиля выделены 2 типа легкой неврологической дисфункции (ЛНД) — простая (ранее ЛНД-1) и осложненная (ранее ЛНД-2). Простая форма ЛНД встречается у 15—20 % детей в общеобразовательных школах. Предполагают, что генетические факторы являются ведущими в развитии данной формы. Простая форма ЛНД может рассматриваться как проявление типичного, но субоптимального функционирования мозга (несущественные неврологические отличия).
По данным Гронингенского перинатального проекта, 6—7 % учащихся общеобразовательных школ имеют осложненную форму ЛНД. Категорийными характеристиками этой формы являются отклонения в трех и более неврологических сферах и формирование координаторных расстройств и нарушений тонкой моторики, которые отражают функцию мозжечка. Осложненная форма легкой неврологической дисфункции существенно жестче связана с проблемами в обучении, поведения и моторики, чем простая форма. Также это касается дефицита внимания и расстройств аутистического спектра Следовательно, выявление мягких признаков мозжечковой дисфункции в раннем возрасте позволяет предположить высокий риск дальнейшего развития когнитивных и поведенческих нарушений.
Ключевые слова: дети; мозжечок; неврологические дисфункции; неврология; когнитивные функции; когнитивные нарушения; поведение детей; поведенческие нарушения.
Abstract: The paper studies the role of the cerebellum in the formation of behavior and cognitive functions, as well as their disorders in children. It is shown that the cerebellum is a rapidly developing and early part of the brain. There are 3 systems in the cerebellum: spinocerebellar, cerebrocerebellar and vestibulocerebellar, which regulate movements of the trunk and limbs, movement planning and assessment of sensory information, and balance and eye movements. Comparative analysis demonstrates the involvement of the cerebellum in the development of such cognitive and behavioral disorders as attention deficit hyperactivity disorder and autism spectrum disorder. The “sluggish child” syndrome is the most striking manifestation of the cerebellar dysfunction in infancy. In early child-hood, these disorders can be suspected, in addition to the above-mentioned mus-cle hypotension, on the basis of viola-tions of verticalization, fine motor skills, and the simplest coordination tests. Detection of non-severe disorders of cere-bellar function is possible using standard scales for assessing neurological dys-function, in particular the Groningen examination (B. C. L. Touwen, 1979; M. Hadders-Algra, 2010). With the help of this neurological profile, 2 types of minor neurological dysfunction (MND) were identified — simple (formerly MND-1) and complicated (formerly MND-2). A simple form of MND occurs in 15-20% of secondary school students. It is assumed that genetic factors are leading in the development of this form. The simple form of MND can be considered as a manifestation of the typical, but suboptimal brain functioning (insig-nificant neurological differences).
According to the Groningen Perinatal Project, 6-7% of secondary school stu-dents have a complicated form of MND. The categorial characteristics of this form are deviations in three or more neurological areas and the formation of coordination disorders and fine motor disorders that reflect the function of the cerebellum. The complicated form of minor neurological dysfunction is signif-icantly more rigidly associated with problems in learning, behavior and motor skills than the simple form. This also applies to attention deficit hyperactivity disorder and autism spectrum disorder. Therefore, the detection of the minor signs of cerebellar dysfunction at an early age suggests a high risk of further development of cognitive and behavioral disorders.
Key words: children; cerebellum; neurological dysfunctions; neurology; cognitive functions; cognitive disorders; children’s behavior; behavioral disorders.