Архив журнала
Создание модели комплексного сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством информационно-коммуникационных технологий
- 575
- Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СЕМЕЙ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных факторов полноценного обучения ребенка является включение его родителей в коррекционно-развивающий процесс. В исследовании освещены трудности, с которыми сталкиваются семьи особого ребенка: психологический компонент, отсутствие знаний и готовности к обучению и воспитанию ребенка с учетом его особенностей, социальная дезадаптация. Такая семья нуждается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении различных специалистов.
В статье представлена методика, позволяющая выявить потребности (образовательные, информационные, психологические и правовые), а также проблемные области родителей, что в дальнейшем поможет специалистам сопровождения верно расставить акценты при консультировании и обучении семьи конкретного ребенка с целью формирования компетентного родителя с помощью информационно-коммуникативных технологий, где обучение не затрагивает профессиональную деятельность специалиста, а дополняет ее с учетом тех или иных особенностей. На базе основных групп потребностей родителей проводится анализ их компонентов с целью создания вариативных блочных модулей внутри модели сопровождения.
Описано краткое содержание каждого блока, входящего в указанную модель: блок преодоления негативных состояний, связанных с рождением/наличием «особого» ребенка; блок сопровождения семейно-центрированной системы; блок преодоления психологических установок на изоляцию от социума; блок преодоления эмоционального выгорания; блок ин-формирования об особенностях развития ребенка; блок информирования об оценках возможностей обучения, коррекции и коммуникации ребенка; блок информирования о способах и методах обучения ребенка с нарушениями раз-вития; блок информирования о правовых вопросах, направленных на социальную поддержку лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также их семей; блок обучения взрослых членов семьи жизненному прогнозированию. Форма коммуникации специалистов и семей может быть онлайновой, офлайновой или смешанной.
Ключевые слова: онлайн-обучение; информационно-коммуникационные технологии; ограниченные возможности здоровья; ОВЗ; дети с ограниченными возможностями здоровья; семейно-центрированный подход; консультирование семьи; коррекционно-развивающая среда; комплексное сопровождение; родители; психолого-педагогическое сопровождение.
Abstract: The article deals with the psycho-pedagogical support for the family of a child with a disability. Involvement of the parents in the rehabilitation-educational process of a child is one of the significant factors of the child’s successful education. The study highlights the difficulties which the families of special children encounter: the psychological component, the absence of knowledge and preparation for education and upbringing of the child taking into account their specific features, and their social adaptation. Such a family needs comprehensive psycho-pedagogical support of various specialists.
The article presents methods that allow revealing the needs (educational, information, psychological and legal), as well as problem areas of the parents, which may help the support specialists in the future to orient in consulting and training the family of a concrete child with the purpose of formation of a well-qualified parent with the help of infor-mation and communication technologies, where training does not touch upon the specialist’s professional activity but supplements it in accordance with certain specific features. The authors analyze the components of the main groups of the parents’ needs in order to create variable block modules inside the integrated support model.
The article provides a brief description of each block constituting this model: the block of overcoming negative states associated with the birth/presence of a “special” child; the block of support for the family-centered system; the block of overcoming psychological trends to social isolation; the block of overcoming emotional burnout; the block of providing information about the peculiarities of the child's development; the block of providing information about the assessments of the child's learning, rehabilitation and communication op-portunities; the block of providing in-formation about the ways and methods of teaching a child with developmental disabilities; a block of providing infor-mation about the legal issues aimed at social support for persons with disabili-ties and their families; a block of training adult family members to predict life outcomes. The form of communication between specialists and families can be online, offline, or mixed.
Key words: online learning; information and communication technologies; disabilities; SEND; children with disabilities; family-centered approach; family counseling; rehabilitation-educational environment; complex support; parents; psycho-pedagogical support.