Архив журнала
Наглядно-действенная основа формирования представлений и понятий о площади геометрической фигуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- 538
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье анализируются труды отечественных ученых и педагогов, изучавших особенности усвоения геометрического материала обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основное внимание уделяется формированию у обучающихся представлений и понятий о площади геометрической фигуры и единицах ее измерения. Указывается на связь между уровнем усвоения понятий, формируемых на уроках математики, и их применением в практической и профессиональной деятельности. Выясняются причины слабого усвоения геометрического материала, как объективные, так и субъективные, приводящие к вербализму знаний, слабой дифференциации понятий, к трудностям применения знаний учащимися на практике. Раскрывается методика изучения квадратных мер и вычисления площадей геометрических фигур в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Изучение геометрии в таких организациях должно быть наглядно-действенным. Методической основой формирования понятий и представлений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является предметно-практическая деятельность, в процессе которой практические действия описываются словесно, осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия, личный опыт обобщается и переходит на более высокий знаково-идеальный уровень, оказывая корригирующее влияние на развитие мышления и познавательной деятельности обучающихся. Рассматриваются приемы коррекционной работы в процессе изучения данной темы, предупреждающие ошибки детей, такие как приемы сравнения, сопоставления, нахождения общих и отличительных признаков изучаемых понятий. Даются рекомендации педагогам по реализации межпредметных связей, позволяющие использовать личный опыт обучающихся на уроках геометрии.
Ключевые слова: олигофренопедагогика; нарушения интеллекта; интеллектуальные нарушения; дети с нарушениями интеллекта; геометрия; методика преподавания геометрии; геометрические фигуры; изучение площадей; направленность обучения; специальные приемы обучения.
Abstract: The article analyzes the works of domestic scholars and teachers who studied the specificity of the acquisition of geometric knowledge by students with intellectual disabilities. Special attention is paid to the formation of ideas and concepts about the area of a geometric shape and the units of its measurement. The article argues that there is a connection between the level of acquisition of concepts formed at mathematics lessons and their application in practical and professional activity. The author looks for the reasons, both objective and subjective, of inadequate acquisition of geometric material, leading to the verbalism of knowledge, poor differentiation of the concepts, and difficulties in using the knowledge by students in practice. The methods of studying square measures and calculating the areas of geometric shapes in education institutions implementing adapted basic general education programs are described. The study of geometry in such organizations should be visual-actional. The methodological basis of the formation of concepts and ideas in students with intellectual disabilities involves object-based practical activity, in the process of which practical actions are described verbally, a connection is made between material and external speech forms of action, and personal experience is generalized and moves to a higher symbolic-ideal level, exerting a rehabilitation effect on the development of thinking and cognitive activity of students. The article considers the methods and techniques of preventive rehabilitation work in the process of studying this topic, such as methods of comparison, juxtaposition, finding common and distinctive features of the studied concepts, etc. The author formulates recommendations to the teachers on the implementation of inter-disciplinary connections that allow using the personal experience of students at geometry lessons.
Key words: olygophrenopedagogy; intellectual disabilities; disabilities of intellect; children with intellectual disabilities; geometry; methods of teaching geometry; geometric shapes; learning to measure area; orientation of teaching; special teaching techniques.