Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Файл статьи: PDF
Аннотация: На современном этапе информатизации образования большое значение играет способность будущего педагога-дефектолога быстро адаптироваться под меняющиеся условия обучения детей с ОВЗ. Ключевая роль в проявлении этой способности принадлежит качествам универсального свойства, позволяющим оперативно осуществлять разные виды профессиональной деятельности. С этих позиций актуальность приобретает анализ готовности будущего выпускника к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования, что и определило цель настоящего исследования. Методологическим основанием работы явился уровневый подход, позволяющий выделить разные кластеры студентов-дефектологов. В эксперименте приняли участие 56 студентов — бакалавров и магистров Московского государственного областного университета. Методами исследования выступили: анкетирование, количественный и качественный анализ экспериментальных данных, интерпретация полученных результатов. Для статистической обработки результатов исследования при-менялся кластерный анализ по типу k-means Statistica 10.0. Данные анкет обрабатывались с помощью программы «Microsoft Office Excel» (Excel). Научная новизна исследования заключается в том, что впервые получены экспериментальные данные, свидетельствующие о доминировании стадии формирования профессионально-личностной готовности педагога-дефектолога к деятельности в условиях цифровизации образования. Результаты исследования имеют выраженную практическую значимость с позиции конкретизации содержания проектируемых педагогических условий профессионально-личностного развития педагога-дефектолога, а также обозначают перспективы дальнейших исследований в рамках реконструкции процесса профессионального образования.
Ключевые слова: студенты-дефектологи; педагоги-дефектологи; подготовка будущих дефектологов; профессионально-личностная готовность; качества универсального свойства; информационно-коммуникационные технологии; цифровизация образования.
Abstract: At the present stage of informatization of education, the ability of the future teacher-defectologist to quickly adapt to the changing learning conditions of children with disabilities is of great importance. The key role in the manifestation of this ability belongs to the qualities of a universal nature that allow teachers to easily carry out various types of professional activities. From these positions, the analysis of the future graduate's readiness for professional activity under the conditions of digitali-zation of education becomes rather ur-gent, which determined the purpose of this study. The methodological basis of the work is made up by the level-based approach that makes it possible to dis-tinguish different clusters of students-defectologists. The experiment involved 56 students – bachelors and masters of the Moscow State Regional University. The research methods were as follows: questionnaire survey, quantitative and qualitative analysis of experimental data and interpretation of the results obtained. K-means Statistica 10.0 cluster analysis was used for statistical processing of the study results. The questionnaire data were processed with the help of the program “Microsoft Office Excel” (Excel). The scientific novelty of the study consists in the fact that for the first time experimental data were obtained, indicating the dominance of the stage of formation of professional and personal readiness of a teacher-defectologist to work under the conditions of digitalization of education. The results of the study have a pronounced practical significance from the point of view of concretizing the content of the designed pedagogical conditions for the profes-sional and personal development of a teacher-defectologist, and also indicate the prospects for further research in the framework of the reconstruction of the process of professional education.
Key words: students-defectologists; teachers-defectologists; training future defectologists; professional-personal readiness; universal qualities; information and communication technologies; digitalization of education.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.