Архив журнала
Специфические средства общения лиц с нарушением слуха: истоки и перспективы использования
- 632
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В целях разработки новой образовательной программы для магистратуры в статье рассматриваются проблемы использования специфических средств коммуникации в образовании лиц с нарушением слуха на разных этапах развития сурдопедагогики с акцентированием важности корректного их применения в практике современной школы для детей с нарушением слуха, изучаются тенденции рынка образовательных услуг. Прежде всего к традиционным средствам коммуникации относятся жестовая речь и дактилология, или пальцевая (ручная) азбука. Кратко характеризуется история применения дактилологии с эпохи Возрождения до наших дней и жестовой речи с XVIII века. Многие ученые-сурдопедагоги и специалисты-практики допускали применение в учебной и внеурочной деятельности неслышащих всех форм речи — устной, письменной, дактильной и жестовой. Для изучения рынка образовательных услуг применялось анкетирование руководителей образовательных учреждений и выпускников бакалавриата. Анализируется разработанная на основании полученных данных новая, созданная на кафедре сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена программа подготовки магистров по направлению 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) «Вербальная и невербальная коммуникация в образовании лиц с нарушением слуха». Данная программа, по мнению авторов, позволит подготовить отвечающих запросам современной школы, учреждений дополнительного образования и волонтерских организаций выпускников, занимающихся обучением, воспитанием, психолого-педагогическим сопровождением обучающихся с нарушением слуха.
Ключевые слова: дактилология; жестовая речь; вербальная коммуникация; невербальная коммуникация; образовательные программы; сурдопедагогика; нарушения речи; речевые нарушения.
Abstract: To design a new Master’s degree education program, the article deals with the issues of application of specific communication means in the education of persons with hearing impairment at different stages of development of surdopedagogy laying stress on the importance of their correct usage in the practice of the modern school for children with hearing impairment and explores the tendencies of the market of education services. In the first place, the traditional communication means include sign language and dactylology or finger or hand alphabet. The authors briefly characterize the history of use of dactylology from the epoch of Renais-sance to our time, and fingerspelling from the 18th century. Many scholars-surdopedagogues and specialists-practi-cians admitted the use of all forms of speech – oral, written, dactyl and manual – in classroom and out-of-class activity of persons with hearing loss. The market of educational services was studied with the help of questioning of the leaders of education institutions and graduates of bachelor education programs. The article analyzes a new Master’s degree program for the education area 44.04.03 “Special (Defectological) Education”, profile “Verbal and Non-verbal Communication in the Education of Persons with Hearing Loss” designed at the Department of Surdopedagogy of the Herzen State Pedagogical University of Russia on the basis of new experimental data. This program, according to the authors, can give an opportunity to train graduates to provide education, upbringing and psycho-pedagogical sup¬port for learners with hearing impairments, meeting the demands of the modern school, institutions of supplementary education and voluntary organizations.
Key words: dactylology; sign language; verbal communication; non-verbal communication; educational programs; surdopedagogy; speech disorders; speech impairments.