Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема своевременного обследования детей с общим недоразвитием речи в условиях современной образовательной практики. В последние десятилетия в обще-образовательных школах неуклонно растет число детей, специфические особенности развития которых квалифицируются как «общее недоразвитие речи». Данное нарушение серьезно препятствует освоению школьных знаний и не может быть скомпенсировано ребенком самостоятельно, без помощи коррекционных педагогов. Выявление особенностей понимания текстового материала у детей с общим недоразвитием речи определяет необходимость внесения в традиционную методику обследования чтения заданий, направленных на изучение состояния понимания различных уровней текста и оценку сформированности навыков, их обеспечивающих. Автором в этом аспекте проанализированы русские народные сказки; данные материалы в авторской обработке были использованы как инструмент в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками. В статье описываются результаты исследования семантического компонента чтения у учащихся второго класса общеобразовательной школы с речевыми нарушениями чтения текстов различной структуры. Этапы обследования понимания текста у детей младшего школьного возраста представлены в виде блоков, которые показывают специфику формирования операций семантической обработки текстов, обеспечивающих восприятие текста в процессе прочтения на трех разных уровнях: предметно-денотативном, лингвистическом и смысловом. Отмечается важность для коррекционной педагогики оптимизации организации обследования понимания текста младшими школьниками с общими недоразвитием речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи; логопедия; нарушения речи; речевые нарушения; дети с нарушениями речи; младшие школьники; понимание текста; обследование чтения.
Abstract: The article discusses the problem of timely examination of children with general speech underdevelopment in the context of modern educational practice. In recent decades, the number of children in general education schools, whose specific developmental features are classified as “general speech underdevelopment”, has been steadily growing. This fact seriously impedes the process of acquisition of school knowledge and cannot be com-pensated for by the child on their own without the help of special education teachers. The aim of identification of the peculiarities of text comprehension by children with general speech underde-velopment determines the need to include in the traditional method of examination of reading tasks targeted at revealing the state of comprehension of various levels of the text and assessing the formation of skills that ensure them. In this aspect, the author analyzes the texts of Russian folk tales. These materials in the author's adaptation were used as a tool in rehabilitation-logopedic work with junior schoolchildren. The article describes the results of a study of the semantic component of reading in pupils with speech disorders of the second grade of a general education school while reading texts of various structures. The stages of examination of text comprehension in primary school children are presented in the form of blocks that show the specificity of formation of the operations of semantic processing of texts ensuring the perception of the text in the process of reading at three different levels: object-denotative, linguistic and semantic. The author notes the importance of opti-mization of the organization of exami-nation of text comprehension by junior schoolchildren with general speech underdevelopment for special pedagogy.
Key words: general speech underdevelopment; logopedics; speech disorders; speech impairments; children with speech disorders; junior schoolchildren; text comprehension; examination of reading.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.