Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрываются структурно-содержательные характеристики потребностей в консультативной помощи, испытываемых различными участниками инклюзивных образовательных отношений в вузе. По результатам анализа причин более чем 1200 обращений в специализированный колл-центр констатируется, что данные потребности в целом имеют подвижную структуру, в которой при наличии устойчивой содержательной доминанты, связанной с проблемами организации обучения лиц с инвалидностью и их сопровождения и поддержки, номенклатура и иерархия остальных элементов вариативна и является отражением текущей ситуации в практике. При этом потребности в консультативной помощи дифференцируются применительно к разным категориям участников инклюзивных образовательных отношений в высшей школе. У сотрудников вузов они связаны преимущественно с вопросами нормативного обеспечения и организации промежуточной аттестации студентов-инвалидов, технологиями их сопровождения и методическими аспектами работы с ними на различных этапах обучения. У самих студентов-инвалидов потребности в консультативной помощи концентрируются вокруг проблем организации вузовского обучения, нормативно-правового обеспечения высшего образования лиц с инвалидностью, его доступности, сопровождения и поддержки обучающихся с инвалидностью. Потребности абитуриентов-инвалидов касаются главным образом консультаций относительно характера льгот при поступлении в вузы и обучении в них, организационных аспектов сопровождения и уровня инфра-структурного обеспечения обучения студентов-инвалидов в конкретных вузах. Родители детей-инвалидов преимущественно испытывают потребность в консультативной помощи в вопросах доступности тех или иных вузовских специальностей для их ребенка, наличия в конкретных вузах необходимых условий для обучения инвалидов определенных нозологических групп, разрешения возможных проблемных ситуаций в процессе обучения их ребенка в вузе.
Ключевые слова: инклюзивное высшее образование; инклюзия; студенты-инвалиды; ограниченные возможности здоровья; ОВЗ; инклюзивная образовательная среда; особые образовательные потребности; консультативная помощь; педагогическое взаимодействие.
Abstract: The article reveals the structural-semantic characteristics of the needs for counseling assistance experienced by various participants of inclusive educational interaction at a higher education institution. On the results of analysis of more than 2000 calls to a special call center it is stated that these needs, on the whole, have a flexible structure, which alongside a stable semantic dominant connected with the problems of organization of teaching persons with disability and their support, the nomenclature and the hierarchy of other elements is variable and is a reflection of the current situation in educational practice. And the needs for counseling assistance are differentiated in relation to different categories of participants of inclusive educational interaction at a higher education institution. In the personnel of a higher education institution, they are associated predomi-nantly with the issues of normative provision and organization of intermediary attestation of students with disabilities, the technologies of their support and the methods of work with such students at various stages of education. The needs of the students with disabilities themselves focus around the issues of organization of higher education, normative-legal provision for higher education of persons with disabilities, accessibility of higher education, and support and assistance for students with disabilities. The needs of applicants with disabilities are usually connected with counseling about the character of the privileges during entrance and study at higher education institutions and aspects of support organization and the level of infrastructure of education provision for students with disabilities at concrete higher education institutions. The parents of the students with disabilities usually need counseling assistance in questions about the acces-sibility of certain educational programs for their child, presence of the necessary conditions for the study of students with disabilities of various nosological groups, and resolution of possible problems in the process of their child’s education at the higher education institution.
Key words: higher inclusive education; inclusion; students with disabilities; disabilities; inclusive education environment; special educational needs; counseling support; pedagogical interaction.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.