Рубрика: УЧЕНЫЕ — ПРАКТИКАМ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Задача статьи — представить научные взгляды одного из ведущих специальных педагогов нашей страны, специалиста, работы которой последних десятилетий были посвящены вопросам истории возникновения специальной педагогики, ее теоретико-методологическим основам, — Н. М. Назаровой. Ее творчество отличает богатство идей, разнообразие и широкий охват проблем обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, поэтому сложно претендовать на полноту характеристики теоретических положений ученого. В данной статье выделены три главные проблемы, вокруг которых на протяжении ряда лет сосредоточены ее поиски: периодизация научного знания в специальной педагогике со времени ее становления до современного этапа развития в науковедческом контексте; методологические и практические проблемы инклюзивного образования; проблема подготовки педагогических кадров для работы с детьми, имеющими ограничения жизнедеятельности, и основные направления ее совершенствования, отражающие современные тенденции развития образовательных систем в нашей стране и во всем мире. Н. М. Назаровой реализован новаторский подход к историческим аспектам становления и развития специальной педагогики, требующий сознательно дистанцироваться от традиционной, «формационной» периодизации, и брать за основу историю науки. Это позволяет не только выявить связь основных этапов развития научного знания с формированием отдельных отраслей специальной педагогики в разных странах и теоретически обосновать возникновение важнейших научных идей, теорий, обусловивших развитие специальной педагогики и ее отраслей, но и представить целостную картину развития специальной педагогики с древнейших времен до наших дней. Н. М. Назарова проводит глубокий анализ методологических оснований становления и развития инклюзивных тенденций; критически анализирует позитивные и негативные тенденции инклюзии; определяет факторы, способствующие успешной реализации инклюзивного обучения.
Ключевые слова: специальная педагогика; дети с особыми образовательными потребностями; особые образовательные потребности; история специальной педагогики; специальное образование; подготовка кадров; инклюзия; инклюзивное образование; сравнительная специальная педагогика.
Abstract: The purpose of the article is to present the scientific views of one of the leading special pedagogues of our country, whose work over the past decades has been devoted to the history of special pedagogy and its theoretical and methodological foundations — N. M. Nazarova. Her work is characterized by a wealth of ideas, diversity and wide cov-erage of the problems of teaching and raising children with special educational needs, so the article does not purport to be comprehensively complete while describing the theoretical positions of the scholar. This article highlights three main issues around which her work has been focused for a number of years: periodization of scientific knowledge in special pedagogy from its formation to the present stage of development in the scientific context; methodological and practical problems of inclusive education; the issue of training teachers to work with children with disabilities and the main directions of its improvement, reflecting the current trends in the development of educational systems in our country and around the world. N. M. Nazarova has implemented an innovative approach to the historical aspects of the formation and development of special pedagogy, which consciously departs from the traditional, “formational” periodization, and takes the history of science as its basis. It allows not only to reveal the connection of the main stages of scientific knowledge development with the formation of separate branches of special pedagogy in different countries and theoretically justify the emergence of important scientific ideas and theories, contributing to the development of special pedagogy and its branches, but also to present a coherent picture of the development of special education from ancient times to the present day. N. M. Nazarova conducts a deep analysis of the methodological foundations of the formation and development of inclusive trends; critically analyzes the positive and negative trends of inclusion; and determines the factors that contribute to the successful implementation of inclusive education.
Key words: special pedagogy; children with special educational needs; special educational needs; history of special pedagogy; special education; teacher training; inclusion; inclusive education; comparative special pedagogy.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.