Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен анализ исследований психического и личностного развития глухих и слабослышащих детей. Отмечается повышенный уровень риска замедленного развития в семьях, где глухой ребенок является единственным членом семьи с нарушением слуха. Такие условия затрудняют контакты между глухим ребенком и его близкими, приводят к искажениям в формировании самоотношения. Обозначается проблема выбора социально-педагогических средств для работы со школьниками с нарушением слуха. Эмпирическое исследование посвящено разработке и организации апробации системы социально-педагогической деятельности по формированию самоотношения старшеклассников с нарушением слуха. Система включает в себя командную работу педагогов, классного руководителя, социального педагога, психолога, сурдопедагога, родителей, ребенка с нарушением слуха. Для оценки результатов использована методика МИС. Сравнительный анализ показал, что в результате использования системы социально-педагогической деятельности снизился негативный фон самоотношения глухих старшеклассников, улучшение отношения к себе увеличило их социальную активность, повысило коммуникативные навыки. Результаты исследования могут быть использованы педагогами и социальными педагогами для организации психолого-педагогической поддержки глухих старшеклассников и их родителей.
Ключевые слова: дети с нарушениями слуха; нарушения слуха; слуховые нарушения; глухие дети; слабослышащие дети; старшеклассники; самоотношение личности; социальные педагоги; социально-педагогическая деятельность; развитие личности.
Abstract: The article analyzes studies of psychological and personal development of children with hearing loss. The authors report a high level of risk of underdevelopment of children in families, in which a deaf child is the only family member with hearing impairment. Such conditions make contacts between the deaf child and their close relatives difficult and bring about malformation of the child’s self-attitude. The article outlines the problem of selection of socio-pedagogical means of work with pupils with hearing impairment. The empirical research, described in the article, deals with design and organization of approbation of the system of socio-pedagogical activity aimed at formation of self-attitude of senior schoolchildren with hearing impairment. The system requires a team effort of pedagogues, a form tutor, a social pedagogue, a psychologist, a surdopedagogue, the parents, and the child with hearing loss. The procedure of the method of self-attitude assessment (MSA) was used to evaluate the results. A comparative analysis showed that the application of the system of socio-pedagogical activity reduced the negative background of self-attitude of deaf senior pupils, and the improvement of their self-attitude enhanced their social activity and communication skills. The outcomes of the study can be used by pedagogues and social pedagogues to organize psycho-pedagogical support for senior schoolchildren with hearing impairment and their parents.
Key words: children with hearing impairment; hearing impairment; hearing loss; deaf children; children with partial hearing loss; senior pupils; self-attitude of a person; social pedagogues; socio-pedagogical activity; personal development.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.