Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблемам формирования лингвистического компонента в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Отдельно рассматривается личностно ориентированный подход в обучении: учет различий в психической деятельности правого и левого полушарий головного мозга, позволяющий определить особенности сенсорного восприятия учащимися учебного материала. Делаются выводы о важности определения у обучающихся модальностных характеристик, которые могут быть положены в основу формирования у них орфографической грамотности. Приводятся типы упражнений со словарными словами, помогающие сформировать и закрепить слуховой, зрительный и кинестетический образы слова у детей с разными модальностными характеристиками. Определяется важность лексических упражнений в системе орфографической работы, значимость изучения синтагматических связей словарного слова в связи с развитием словаря, грамматических умений, связности речи и орфографической грамотности. В связи с этим предлагаются комплексные задания, при выполнении которых внимание обучающихся одновременно направлено на усвоение орфографии, на правильное произношение, на образование грамматических форм слов, на активизацию словаря и на развитие связной речи. Статья предназначена для обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», педагогов и всех участников системы коррекционного образования.
Ключевые слова: личностно ориентированный подход; лингвистический компонент; модальностные характеристики; дети с ограниченными возможностями здоровья; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; орфографическая грамотность; словарная работа; лексические упражнения; методика преподавания русского языка.
Abstract: The article is devoted to the issues of formation of the linguistic component in the education of students with disabilities. Special attention is paid to the personality oriented approach in learning: taking into account differences in the mental functions of the right and left hemispheres of the brain making it possible to determine the peculiarities of sensory perception of the learning material by the children. The authors make a conclusion about the importance of modality characteristics in the pupils which can be taken as a basis of for-mation of their orthographic literacy. The article describes several types of exercises on the vocabulary words aimed to create and reinforce auditory, visual and kinesthetic images of the word in children with different modality characteristics. The authors determine the importance of lexical exercises in the system of orthographic work, the significance of learning the syntagmatic connections of vocabulary words in connection with the development of vocabulary, grammar skills, speech coherence and orthographic literacy. In this connection, complex tasks presupposing that the pupils’ attention is simultaneously focused on acquisition of orthography, correct pronunciation, word form derivation, activization of vocabulary and development of coherent speech are suggested in the article. The paper is addressed to university students in the field of training 44.03.03. “Special (Defectological) Education”, pedagogues and all participants of the system of special education.
Key words: personality oriented approach; linguistic component; modality characteristics; children with disabilities; SEND; disabilities; orthographic literacy; learning vocabulary; lexical exercises; methods of teaching Russian.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.