Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье содержатся ссылки на международные и федеральные нормативные правовые акты, регламентирующие создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Автор предлагает перечень рекомендаций по созданию специальных условий для получения высшего образования незрячими обучающимися. Создание специальных условий для получения высшего образования лицами с глубокими нарушениями зрения предполагает обеспечение физической доступности зданий образовательных организаций высшего образования посредством оборудования их системой тактильных, звуковых, цветовых ориентиров и информационной доступности образовательного процесса путем оборудования мест компьютерной тифлотехникой, предоставления учебных материалов в специальных форматах, адаптированных для восприятия незрячими (крупным шрифтом или шрифтом Л. Брайля на бумажных носителях, в электронном виде, выполненных в текстовом редакторе и др.), а также организацию воспитательной работы с учетом специфических потребностей и интересов инвалидов данной нозологической группы. Предложенные рекомендации разработаны в соответствии с нормами действующего федерального законодательства и с учетом специфики организации образовательного процесса в вузах и особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями функций зрительного анализатора.
Ключевые слова: специальные условия обучения; тифлопедагогика; студенты; инклюзивное образование; нарушения зрения; инвалиды по зрению; незрячие студенты.
Abstract: The article contains references to international and federal normative acts regulating the creation of special conditions for receiving education by persons with special educational needs and disabilities. The author suggests a list of recommendations for the creation of special conditions for receiving higher education by blind students. The creation of special conditions for receiving higher education by students with severe visual impairments presupposes the provision of physical accessibility to the buildings of higher education institutions via equipment of the system of tactile, auditory and color cues, and information accessibility to the education process through provision of computer typhlo equipment and learning materials in special formats adapted for the comprehension by the blind (in large letters or Braille on paper, in an electronic format in a text editor, etc.), as well as the organization of pastoral activity taking into account the specific needs and interests of the students with disabilities of the given nosological group. The suggested recommendations have been worked out in accordance with the requirements of the current federal legislation, and taking into account the specificity of organization of the education process in higher education institutions and the special educational needs of the students with visual analyzer function impairments.
Key words: special educational conditions; typhlopedagogy; students; inclusive education; visual impairments; children with visual impairment; blind students.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.