Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается реализация условий инклюзивного образования в образовательных организациях Свердловской области. Анализируются требования к организации инклюзивной среды согласно ФГОС НОО (начального общего образования) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Кратко характеризуются основные компоненты условий инклюзивного образования: организационные, материально-технические, психолого-педагогические и кадровые. Отдельно определяются функции специалистов, включенных в процесс инклюзивного образования. Приводятся материалы исследования по реализации условий инклюзивного образования, проведенного по результатам анализа информации с сайтов образовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области. Анализируются данные анкетирования педагогов, включенных в систему инклюзивного образования: понимание ими сущности инклюзивного образования; знание и использование методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, построение занятий в инклюзивном классе, применение инновационных методов и технологий; выстраивание взаимоотношений между обучающимися и специалистами образовательной организации. Делаются выводы о важности системы формирования ценностных отношений между всеми участниками инклюзивного образования, о необходимости создания технологии формирования организационно-педагогических условий инклюзивного образования. Статья предназначена для обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», педагогов и всех участников системы инклюзивного образования.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; особые образовательные условия; инклюзия; инклюзивное образование; адаптированные основные общеобразовательные программы; ФГОС; психолого-медико-педагогические комиссии.
Abstract: The article deals with the realization of the conditions of inclusive education in education institutions of Sverdlovsk Oblast. It analyzes the requirements to organization of inclusive environment according to the FSES of primary general education for pupils with disabilities. The article briefly characterizes the main components of the conditions of inclusive education: organizational, material, psycho-pedagogical and personnel. Special attention is given to the functions of the specialists involved in the process of inclusive education. The authors provide research materials in the field of realization of inclusive education conditions carried out on the results of analysis of information retrieved from the sites of education institutions on the territory of Sverdlovsk Oblast. The article analyzes the data obtained through interviewing the pedagogues involved in the system of inclusive education: their understanding of the essence of inclusive education; knowledge and usage of the methods of teaching persons with disabilities, organization of lessons in an inclusive class, and application of innovative methods and technologies; establishing relationships between the pupils and the teachers of an education institution. The authors make a conclusion about the importance of the system of formation of value-based relations between all participants of inclusive education, about the need to create a technology of formation of organizational-pedagogical conditions of inclusive education. The article is addressed to students trained in the field of special (defectological) education, pedagogues and all participants of the system of inclusive education.
Key words: children with special educational needs; SEN; disabilities; special educational conditions; inclusion; inclusive education; adapted basic general education programs; FSES; psycho-medico-pedagogical commissions.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.