Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлена ретроспектива психолого-педагогического изучения детей младенческого возраста, освещены отечественные и зарубежные методы и методики исследования развития младенцев, описана оригинальная технология скрининга логопедического обследования детей младенческого возраста с врожденной расщелиной губы и неба посредством обследования психомоторного развития. Изучение младенцев осуществляется на протяжении всего первого года жизни в четырех возрастных периодах: 3, 6, 9, 12 месяцев. В тестовые задания каждого периода заложены возрастные нормативы психологического развития ребенка с опорой на научно-методические литературные источники. Заданная коммуникативная ситуация позволяет учитывать зрительные, слуховые, тактильные, артикуляционные и поведенческие реакции ребенка; дается качественная и количественная оценка; предложены варианты педагогических заключений, составлен перечень диагностического оборудования. Своеобразие диагностической техно-логии определяется пролонгированным характером педагогического наблюдения, стандартизацией процедуры логопедического обследования, универсальностью применения для выявления детей группы риска. Данная технология может быть использована в организациях здравоохранения (стационары, поликлиники), образования, специализированных центрах раннего вмешательства.
Ключевые слова: ринолалия; дошкольная логопедия; нарушения речи; младенцы; дети с врожденной расщелиной губы и неба; челюстно-лицевая патология; врожденная расщелина губы и неба; технология скрининга.
Abstract: The article presents a retrospective psycho-pedagogical study of infants, dwells on home and foreign methods and techniques of investigation of infants’ development, and describes an original screening technology of logopedic examination of infants with congenital cleft lip and palate via observation of their psychomotor development. The study of infants is carried out throughout the first year of life divided into 4 age periods — 3, 6, 9, 12 months. The test tasks for each period are based on the age-related norms of psychological development of the child described in scientific-methodological literature. Specially created communicative situations allow the logopedists to take into account visual, auditory, tactile, articulatory and behavioral responses of the child; facilitate qualitative and quantitative assessment; the authors suggest variants of pedagogical conclusions and compile a list of the necessary diagnostic equipment. The originality of the diagnostic technology is determined by the longterm nature of pedagogical observation, standardization of the procedures of logopedic examination and the universal nature of the method to identify children at risk. The given technology can be used at health care institutions (hospitals and outpatient clinics), education, and specialized centers for early intervention.
Key words: rhinolalia; preschool logopedics; speech disorders; infants; children with congenital cleft lip and palate; maxillofacial pathology; congenital cleft lip and palate; screening technology.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.