Рубрика: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье излагаются результаты, полученные в ходе исследования процессов формирования декодирующей способности младших школьников с общим недоразвитием речи. Предметом исследования является процесс восприятия и декодирования речевых высказываний. В качестве речевого материала учащимся предлагались коммуникативные единицы различного уровня сложности и объема, а именно предложения и тексты, в составе которых есть фразеологические обороты, которые стали индикаторами для выявления навыков распознавания скрытого смысла. Благодаря особым лингвистическим характеристикам фразеологические обороты являются средством развития не только навыков декодирования, но и формирования речемыслительной деятельности, активизации и расширения лексико-семантической компетенции учащихся, стимулируют познавательную деятельности и читательскую грамотность, повышают уровень интереса к чтению. На материале проведенного педагогического эксперимента характеризуются показатели несформированности умений декодирования языковых единиц, содержащих фразеологизмы, у рассматриваемой категории школьников, описывается содержание программы логопедического воздействия, осуществленного по трем направлениям в соответствии со структурой процесса декодирования (по А. Р. Лурии): формирование восприятия внешней речи; формирование понимания значения общего высказывания; формирование умения семантически расшифровывать глубинный смысл текстового сообщения. Полученные результаты позволяют сделать выводы об эффективности разработанной методики, устраняющей специфические трудности, обусловленные десемантизированностью речевых сообщений, низким уровнем развития декодирующей способности, которая обеспечивает информационную переработку вариативной по уровню сложности речевой информации
Ключевые слова: логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, декодирование, недоразвитие речи, скрытый смысл, фразеология русского языка, фразеологические единицы, младшие школьники, специфические речеязыковые трудности, логопедическое воздействие, логопедическая работа
Abstract: The article presents the results obtained during a study of the processes of formation of the decoding skills in junior schoolchildren with general speech underdevelopment. The object of the study is the process of perception and decoding of utterances. As experimental material, students were offered communicative units of various levels of complexity and volume, namely sentences and texts, which contain phraseological units, regarded as indicators for identification of the hidden meaning recognition skills. Due to special linguistic characteristics, phraseological units can develop not only skills of decoding, but also the formation of verbal-cognitive activity and the activization and expansion of lexicosemantic competence of students. They stimulate cognitive activity and reading literacy and increase the level of interest in reading. Based on the material of the conducted pedagogical experiment, the authors characterize the indicators of underdevelopment of the skills of decoding language units containing phraseologisms by the category of schoolchildren under consideration and describe the content of the program of logopedic intervention carried out in three directions in accordance with the structure of the decoding process (according to A.R. Luria): formation of perception of external speech; formation of understanding of the meaning of a general utterance; formation of the skill of semantic decoding of the deeper meaning of a message. The results obtained allow the authors to draw conclusions about the effectiveness of the developed technique, which eliminates specific difficulties caused by the desemanticization of utterances and a low level of development of decoding skills which provide processing of speech information varying in complexity
Key words: logopedics, speech disorders, children with speech disorders, decoding, speech underdevelopment, hidden meaning, Russian phraseology, phraseological units, junior schoolchildren, specific language and speech disorders, logopedic intervention, logopedic work

Для цитирования:

Алмазова, А. А. Результаты логопедической работы по формированию умений декодирования фразеологических единиц младшими школьниками с недоразвитием речи / А. А. Алмазова, Т. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №3. – С. 5-15.

For citation

Almazova, A. A., Petrova, T. V. (2023). The Results of Logopedic Work Aimed at Formation of Phraseological Units Decoding Skills in Junior Schoolchildren with Speech Underdevelopment // Special Education. – 2023. – №3. – P. 5-15.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.