Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты работы по изучению навыков читательской деятельности у обучающихся подготовительной группы с дизартрией и нарушением зрительного анализатора. Под читательской деятельностью понимается целенаправленный процесс по взаимодействию читателя с книгой, итогом которого в период обучения является сформированность читательской самостоятельности. На основании исследований показано, что в структуру читательской деятельности входит последовательность операций: мотив, выбор материала для прочтения, сам процесс прочтения и рефлексия по поводу прочитанного. Проблема формирования читательской деятельности у изучаемой категории обучающихся заключается в несформированности предпосылок этого вида деятельности и, как следствие, трудностях ее полноценного становления. Выявлено противоречие между необходимостью формирования у обучающихся с дизартрией и нарушением зрительного анализатора навыков читательской деятельности с целью подготовки к школе и недостаточной разработанностью методик логопедического воздействия, направленного на последовательное формирование читательских навыков в дошкольный период. В статье представлен анализ состояния предпосылок и навыков читательской деятельности у обучающихся с дизартрией и нарушением зрительного анализатора на основании результатов констатирующего и контрольного экспериментов. Выявлена недостаточная сформированность предпосылок читательской деятельности и специфические трудности становления ее навыков, обусловленные имеющимися у детей нарушениями развития. Предложены направления работы по формированию навыков читательской деятельности у обучающихся. Материалы работы могут представлять интерес для учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций и других педагогов, работающих с обучающимися с дизартрией и нарушением зрительного анализатора.
Ключевые слова: навыки чтения; читательская деятельность; детское чтение; чтение детей; дошкольная логопедия; старшие дошкольники; дизартрия; нарушения речи; дети с нарушениями речи; нарушения зрительного анализатора; этапы чтения.
Abstract: The article presents the results of a study of reading skills of senior preschool children with dysarthria and visual analyzer disorders. The reading activity is interpreted as a purposeful process of interaction between the reader and the book the achievement of which results in the formation of reading independence. Based on the given research, it is shown that the structure of reading activity includes a sequence of operations: motivation, choice of material for reading, the process of reading proper, and reflection on what has been read. The problem of formation of reading skills in the category of children under study consists in the low level of for-mation of the prerequisites to this activity and, as a consequence, in the difficulties of its complete formation. It has been found that there is a contradiction between the need to form the reading skills in pupils with dysarthria and the disorder of the visual analyzer with the purpose of preparation for school and the insufficiently developed techniques of logopedic intervention aimed at consistent formation of reading skills in the preschool period. The article presents an analysis of the state of the prerequisites and reading skills of pupils with dysar-thria and visual analyzer disorder based on the results of the summative and control experiments. The authors reveal a low level of formation of the prerequi-sites to reading and specific difficulties of the development of its skills due to the developmental disabilities of the children under study. The article outlines the directions of work towards the formation of the reading skills of the pupils of this category. The study materials may be of interest to logopedists of preschool education institutions and other teachers working with preschoolers with dysarthria and visual analyzer disorders.
Key words: reading skills; reading; children’s reading; preschool logopedics; senior preschool children; dysarthria; speech disorders; children with speech disorders; visual analyzer disorders; stages of reading.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.