Рубрика: УЧЕНЫЕ — ПРАКТИКАМ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрывается научно обоснованная технология формирования фонематической системы гласных звуков у детей с врожденной расщелиной губы и неба (ринолалией). Врожденная расщелина губы и неба с самого рождения ребенка нарушает развитие и функционирование органов речи (языка, губ, челюсти, мягкого неба, голосообразующего аппарата), ведет к снижению речевых кинестезий и контроля за выполнением артикуляционных движений. Дети не умеют в движениях артикуляции воспроизводить фонологические противопоставления в языке. Так, при произношении гласных у них наблюдается тенденция сближения артикуляционных укладов по признаку высоты, ряда и огубленности, при произнесении согласных — по способу и месту образования. Неумение в движениях артикуляции воспроизводить фонологические противопоставления в языке, а также неполное кинестетическое (артикуляционное) восприятие звуков речи ведет к неполному их различию на слух, поэтому накопление четких представлений о звуковом составе слова в этих условиях затруднено и, следовательно, возникают значительные препятствия в нормальном формировании фонематической системы языка. С учетом механизмов недоразвития фонематической системы языка у детей с ринолалией коррекционное обучение предусматривает пять взаимосвязанных разделов: 1) формирование в движениях артикуляции фонологических противопоставлений; 2) развитие кинетико-кинестетической основы артикуляционных движений и контроля; 3) коррекцию фонетической системы языка; 4) формирование фонематического, интонационного, морфологического слуха, навыков и умений звукового анализа; 5) развитие когнитивных процессов в сфере языка.
Ключевые слова: ринолалия; логопедия; фонематический слух; речевой слух; фонематическое восприятие; интонационный слух; дети с врожденной расщелиной губы и неба; анатомо-физиологические дефекты; речевые кинестезии; звуки речи; звуковое восприятие; логопедическая работа.
Abstract: The article describes a scientifically-based technology of formation of the phonemic system of vowels in children with congenital cleft lip and palate (rhinolalia). From the very birth of the child, the congenital cleft lip and palate interfere with the development and functioning of his organs of speech (tongue, lips, jaw, soft palate and vocal apparatus) and leads to malfunction of speech kinesthesias and articulation control. The children cannot reproduce linguistic phonological oppositions in articulation movements. Thus, when pronouncing vowel sounds they tend to mix up articulations by height, backness and labialization; consonants are mixed up in reference to manner and place of articulation. Inability to reproduce linguistic pho-nological oppositions in articulation movements and incomplete kinesthetic (articulation) perception of speech sounds bring about their inadequate oral comprehension; that is why collection of concrete phonetic images of words is difficult in these conditions and considerable problems arise with normal acquisition of the phonemic system of the language by the child. In view of the mechanisms of under-development of the phonemic system of the language in children with rhinolalia, rehabilitation program presupposes five interrelated parts: 1) formation of linguistic phonological oppositions in ar-ticulation movements; 2) development of kinetic-kinesthetic foundation of articulation movements and control; 3) corrective treatment of the phonemic system of the language skills; 4) formation of phonemic, intonation and morphological awareness, habits and skills of speech sound analysis; 5) development of cognitive processes in the sphere of language acquisition.
Key words: rhinolalia; logopedics; phonemic awareness; speech awareness; phonemic perception; intonation awareness; children with congenital cleft lip and palate; anatomo-physiological impairments; speech kinesthesia; speech sounds; sound perception; logopedic work.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.