Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена сменой образовательных парадигм в системе общего и специального (коррекционного) образования, необходимостью поиска путей качественного индивидуально ориентированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с нарушениями зрения. В статье уточняется содержание понятия «системное недоразвитие речи у детей с функциональными нарушениями зрения», расширяются представления о механизмах нарушения речи у детей рассматриваемой категории. В логопедической работе важно учитывать то, что речевая патология у детей со зрительными нарушениями усугубляется недостаточным уровнем сформированности эмоциональной сферы. Сочетание недоразвития речи и процессов восприятия, понимания и использования невербальных средств общения создает сложную, специфическую структуру дефекта и затрудняет подготовку детей рассматриваемой категории к школе. В статье представлены результаты экспериментального изучения сформированности моторики, устной речи, эмоциональной сферы у дошкольников с системным недоразвитием речи и функциональными нарушениями зрения (косоглазием и амблиопией). На основе анализа результатов констатирующего эксперимента выделены две группы испытуемых, требующие дифференцированного подхода при организации коррекционной работы. Определены индивидуально-типологические особенности групп дошкольников с нерезко выраженным недоразвитием речи и системным недоразвитием речи. Описаны основные пути организации и проведения логопедической работы по преодолению речевого недоразвития с учетом выявленных индивидуально-типологических особенностей. Проведенное исследование может представлять интерес для педагогов системы специального образования.
Ключевые слова: дошкольники; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями речи; функциональные нарушения зрения; устная речь; эмоциональная сфера; системное недоразвитие речи; индивидуально-типологические особенности; логопедическая работа; дошкольная тифлопедагогика; дошкольная логопедия.
Abstract: The urgency of the given research is brought about by the change of educational paradigms in the system of general and special education and the need to look for the ways of providing high quality learner-centered education and upbringing of children with disabilities, including children with visual impairments. The article clarifies the content of the notion “systemic speech underdevelopment in children with functional visual disorders” and broadens the interpretation of the mechanisms of speech impairments in the children of the given category. It is important for logopedic work to take into consideration the fact that speech pathology in children with visual disorders is aggravated by the emotional sphere underdevelopment. The combination of speech underdevelopment and that of the processes of perception, comprehension and use of non-verbal means of communication creates the complex specific structure of defect and hampers preparation of the children of the given category for school. The article presents the results of experimental study of formation of motor skills, oral speech and emotional sphere in preschool children with systemic speech underdevelopment and functional visual disorders (strabismus and amblyopia). Based on the results of the summative experiment, we singled out two groups of those tested needing differentiated rehabilitation. We also discovered the individual and typical peculiarities of the groups of preschool children with mild speech underdevelopment and systemic speech underdevelopment. The article describes the main ways of organization and realization of logopedic work aimed at overcoming speech underdevelopment taking into account the revealed individual and typological peculiarities. The undertaken research may be of interest to the pedagogues of the system of special education.
Key words: preschool children; children with visual disorders; children with speech disorders; functional visual disorders; oral speech; emotional sphere; systemic speech underdevelopment; individual typological peculiarities; logopedic work; preschool tiflopedagogy; preschool logopedics.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.