Архив журнала
Оценка реакции организма школьников на физическую нагрузку в контексте физической работоспособности
- 552
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Научное обоснование рационального построения физических нагрузок и эффективного педагогического контроля в процессе систематического выполнения физических упражнений на уроках физической культуры требует совершенствования критериев для оценки функциональных характеристик и двигательных возможностей растущего организма в разные возрастные периоды школьного детства. Физические упражнения на уроках физической культуры можно сравнить с опасным оружием, и поэтому при определенных обстоятельствах они могут стать фактором, усугубляющим нарушения функций организма школьников.
В сложившейся на сегодняшний день системе образования в области физической культуры на практике не-достаточен контроль за функциональным состоянием организма школьников в процессе выполнения ими организованных физических нагрузок. В результате педагог не может эффективно управлять образовательным процессом развития или поддержания организма на необходимом индивидуальном уровне.
В письме Минобрнауки РФ даются методические рекомендации по «медико-педагогическому контролю за организацией занятий по физической культуре». Предлагается в лабораторных условиях проводить функциональные пробы, которые по мощности нагрузки, как нам представляется, завышены, что может негативно сказаться на ответной реакции организма школьников на такую мощность. Исследуется сердечно-сосудистая система школьников и влияние на нее нагрузки в виде 20 приседаний за 30 секунд с последующим функциональным восстановлением.
В этой связи была поставлена цель работы — проверить реакцию организма по частоте сердечных сокращений сегодняшних школьников 10—15 лет на физическую нагрузку, которую предлагает Минобрнауки РФ. Для решения основной задачи исследования после вышеназванной нагрузки у школьников была измерена частота сердечных сокращений методом интервалометрии.
Проведенные исследования показали, что динамическая физическая нагрузка, которую получают школьники 10—15 лет (20 приседаний за 30 секунд), не адекватна (несоразмерна) особенностям данного возраста, что может отразиться на срыве адаптационных процессов систем организма школьников, особенно если речь идет о мальчиках и девочках пубертатного возраста.
Ключевые слова: педагогический контроль; физические упражнения; физические нагрузки; уроки физкультуры; методика преподавания физкультуры: методика физкультуры в школе.
Abstract: Provision of scientific evidence for rational planning of physical activity and successful teacher guidance during regular physical education classes needs updated criteria for assessment of functional characteristics and motor abilities of a growing body at different stages of school education. Physical exercises at the lessons of physical training may be compared with a powerful weapon, and under certain circumstances they can lead to functional disorders in the pupil’s organism.
In today’s education system, the practice of physical education does not provide sufficient control over the functional state of the children’s organism in the process of performing activity involving considerable physical load. Consequently, the teacher fails to monitor the development of the child’s body or to maintain its fitness at the required individual level.
The Ministry of Education and Science in 2012 issued guidelines for methods of medical control and pedagogical supervision in planning physical training classes. It suggests that functional tests should be carried out in laboratory conditions; however, the authors assess the intensity level of said tests as unreasonably high, which can result in a negative response by a youth body. The guidelines recommend assessing the functionality of the cardiovascular system of schoolchildren after the physical load of 20 squats in 30 seconds followed by functional body recovery.
With this in mind, the objective of the given paper was to study the response of the contemporary 10-15 year old pupils’ organism to the physical load designated by the Ministry of Education and Science. The authors of the article measured RR interval in order to calculate heart rate variability after the abovementioned workload.
The results of the undertaken studies show that the intensity level of dynamic physical load performed by pupils aged 10—15 (20 squats in 30 seconds) is disproportionately high for the described ages, which can result in a setback in the process of adaptation of the pupils’ organism systems, especially among boys and girls at the age of puberty.
Key words: pedagogical control; physical exercises; physical load; Physical Training lesson; methods of teaching Physical Training: Physical Training methods at school.