Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлено содержание коррекционно-педагогической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста, овладевающих русским (неродным) языком. Данная категория детей полиморфна, так как владение русским языком детьми может иметь различную степень как на уровне говорения, так и понимания. Возраст включения ребенка в другую языковую среду определяет характер освоения им родной и неродной языковой системы, развития понимания и активного включения в речь лексических и грамматических единиц обоих языков в соответствии с условиями коммуникации. Рассматриваются полученные в ходе диагностики данные, которые указывают на недостаточность активного словарного запаса, трудности использования падежных форм, предложных конструкций, языковых обобщений, что определяет стратегию и содержание коррекционно-педагогической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи детей, овладевающих русским (неродным) языком. Описаны коммуникативно-деятельностный и коммуникативно-когнитивный подходы, определяющие освоение детьми языковых единиц и обеспечивающие их общение на неродном языке. В рамках данных подходов рассматриваются методы и приемы коррекционной работы, требования к ее содержанию и последовательности включения языкового материала. Установлено, что представленные методические приемы развития лексико-грамматической стороны речи помогают детям лучше овладеть русским (неродным) языком и как средством общения, и как средством познания.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, начальное обучение русскому языку, дошкольники, лексическо-грамматическая сторона речи, коммуникативно-деятельностный подход, коммуникативно-когнитивный подход, коррекционно-педагогическая работа, двуязычный ребенок, коммуникативная ситуация, детский билингвизм
Abstract: The article presents the content of rehabilitation work on the development of the lexico-grammatical aspect of the speech of children of senior preschool age learning Russian as a non-native language. This category of children is polymorphic, since children’s proficiency in the Russian language can vary greatly, both at the level of speaking and comprehension. The age of a child’s inclusion in another language environment determines the nature of his acquisition of the native and learning of the non-native language systems, the development of comprehension and active inclusion of lexico-grammatical units of both languages in speech in accordance with the conditions of communication. The study considers the data obtained during the diagnostics, which indicate an insufficiency of active vocabulary and difficulties in using case forms, prepositional constructions, and language generalizations, which determines the strategy and content of the rehabilitation-educational work aimed at the development of the lexico-grammatical aspect of the speech of children learning Russian as a non-native language. The study describes the communicative-practical and communicative-cognitive approaches, which determine the process of children’s learning of language units and ensure their communication in a non-native language. Within the framework of these approaches, the author looks at the methods and techniques of rehabilitation work and formulates the requirements for its content and the sequence of inclusion of language material. It has been established that the presented methods and techniques of development of the lexico-grammatical aspect of speech help children better learn Russian as a non-native language both as a means of communication and as a means of cognition.
Key words: Russian as a non-native language, teaching Russian in primary school, preschoolers, lexico-grammatical aspect of speech, communicative-practical approach, communicative-cognitive approach, rehabilitation-educational work, bilingual child, communicative situation, children’s bilingualism

Для цитирования:

Щербак, С. Г. Основные подходы к развитию лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста, овладевающих русским (неродным) языком / С. Г. Щербак. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №1 . – С. 97-108.

For citation

Shcherbak, S. G. (2025). Main Approaches to the Development of Lexico-grammarical Aspect of Speech in Preschool Children Learning Russian as a Non-native Language // Special Education. – 2025. – №1 . – P. 97-108.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.