Вам может быть интересно:
Архив журнала
Коммуникативная компетентность дошкольников с общим недоразвитием речи
- 25
- Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлено экспериментальное изучение коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи. Для решения поставленных задач использовались диагностические методики: «Модель психического. Детский вариант» Е. А. Сергиенко, Е. И. Лебедевой; «Картинки» Е. О. Смирновой, Е. А. Калягиной. Выявлены особенности восприятия и понимания коммуникативной ситуации дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР), а также взаимосвязь коммуникативной компетентности и модели психического у выделенной категории детей.
Результаты исследования показывают, что дошкольники с ОНР не владеют умением оценивать ситуацию со стороны другого человека; умением понимать эмоциональные состояния и причины, их вызвавшие; умением распознавать обман; умением осознавать, что информация разных людей об одной и той же ситуации может не совпадать, что ведет к формированию неверного мнения о ней. Ситуацию усугубляют речевые нарушения у детей, что проявляется в замене слов по семантической близости, в ограниченности лексического запаса; в эгоцентрическом восприятии мира.
Описана разработанная и апробированная программа развития модели психического у дошкольников с ОНР посредством занятий с педагогом-психологом, дана оценка эффективности предложенной программы. Полученные результаты эмпирического исследования показывают, что дошкольники с общим недоразвитием речи после проведенных занятий по развитию «модели психического» (Theory of Mind) могут более точно определять свои психические состояния и состояния других, следовательно, быть более эффективными в коммуникативных ситуациях и добиваться поставленных целей.
Ключевые слова: дошкольная логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, ОНР, общее недоразвитие речи, дошкольники, детская речь, коммуникативная ситуация, коммуникативная компетентность, коррекция общего недоразвития речи
Abstract: The article presents an experimental study of the communicative competence of preschoolers with general speech underdevelopment. The diagnostic techniques used to complete the tasks set include the “Theory of Mind. Children's Version” by E. A. Sergienko & E. I. Lebedeva and “Pictures” by E. O. Smirnova & E. A. Kalyagina. The study has revealed the peculiarities of perception and understanding of the communicative situation by preschoolers with general speech underdevelopment, as well as the relationship between the communicative competence and the mental models in this category of children.
The results of the study show that preschoolers with general speech underdevelopment do not possess the skill of assessing a situation from the point of view of another person; cannot understand emotional states and their causes; are not able to recognize deception; are unable to realize that pieces of information about the same situation from different people may not coincide, which can lead to the formation of a wrong opinion about it. The situation is aggravated by speech disorders in children, which is manifested in mixing up words due to semantic proximity, in limited vocabulary, and in an egocentric perception of the world.
The study describes a program, designed and tested by the authors, aimed at developing the model of mind of preschoolers with general speech underdevelopment through classes with a teacher-psychologist, and provides an assessment of the efficiency of the suggested program. The results of the empirical study show that preschoolers with general speech underdevelopment, after classes on developing the model of their mind, can identify their mental states and the mental states of others more accurately, therefore, they can be more successful in communicative situations and can achieve their goals.
Key words: preschool logopedics, speech disorders, children with speech disorders, general speech underdevelopment, preschoolers, children’s speech, communicative situation, communicative competence, rehabilitation of general speech underdevelopment
Для цитирования:
Набойченко, Е. С. Коммуникативная компетентность дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. С. Набойченко, Н. В. Обухова, В. К. Смирнова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №1 . – С. 84-96.
For citation
Naboychenko, E. S., Obukhova, N. V., Smirnova, V. K. (2025). Communicative Competence of Preschoolers with General Speech Underdevelopment // Special Education. – 2025. – №1 . – P. 84-96.