Файл статьи: PDF
Аннотация: Социально-экономические трансформации обусловливают обновление содержания магистерских программ, реализуемых и по направлению специального дефектологического образования. Результатом этого должна стать практикоориентированность обучения, строящегося на взаимодействии с носителями соответствующего опыта и погружении в соответствующую среду; возможность построения субъект-субъектной модели отношений, позволяющей отказаться от привычных стереотипов. Благодаря этому государство получит не только высококвалифицированных выпускников вузов, востребованных на рынке труда, но и специалистов, обладающих достаточным уровнем инклюзивной культуры. В статье предложен один из возможных подходов к обновлению содержания специального дефектологического образования через редизайн учебного курса магистерской программы в практико-ориентированный образовательный продукт, призванный расширить информационную компетенцию будущих педагогов и специалистов сопровождения. При работе свое применение нашли контент-анализ, эмпирические методы (изучение магистерских программ ведущих вузов, представленных на сайтах образовательных организаций), практические методы (многолетний опыт работы в системе подготовки и повышения квалификации специалистов дефектологического профиля). Авторами представлен поэтапный процесс редизайна учебного курса «Ассистивные технологии в воспитании и развитии детей с сенсорными нарушениями», охарактеризован необходимый учебно-методический инструментарий, описаны возможные формы обучения и способы тиражирования обновленного продукта.
Ключевые слова: дети с сенсорными нарушениями, сенсорные нарушения, ассистивные технологии, специальное образование, дефектологическое образование, студенты, магистратура, образовательный процесс, информационная компетенция, содержание образования, магистерская программа, редизайн, учебный курс
Abstract: Socio-economic transformations bring about the need to update the content of master's degree programs, which are also implemented in the field of special defectological education. This process should result in the need for practice-oriented education based on interaction with the bearers of the relevant experience and immersion in an appropriate environment and for the possibility to build a subject-subject model of relationship that would allow the educator to abandon the usual stereotypes. Thanks to this, the state will receive not only highly qualified university graduates who are in demand in the labor market, but also specialists with a sufficient level of inclusive culture. The article suggests one of the possible approaches to updating the content of special defectological education through the redesign of the master's degree course into a practice-oriented educational product called upon to expand the information competence of future teachers and support specialists. The study employs the method of content analysis, empirical methods (survey of master's degree programs of leading universities presented on the websites of education institutions), practical methods (many years of experience in the system of training and advanced training of specialists in defectology). The authors present a step-by-step process of redesigning the training course “Assistive technologies in the upbringing and development of children with sensory impairments”, characterize the necessary teaching tools, and describe the possible forms of learning and the ways of dissemination of the updated product.
Key words: children with sensory impairments, sensory impairments, assistive technologies, special education, defectological education, students, master’s degree course, education process, information competence, content of education, master’s degree program, redesign, course

Для цитирования:

Назарова, Н. М. Редизайн магистерской программы как инструмент обновления содержания специального дефектологического образования (на примере курса «Ассистивные технологии в воспитании и в развитии детей с сенсорными нарушениями») / Н. М. Назарова, Н. П. Полякова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2025. – №1 . – С. 125-138.

For citation

Nazarova, N. M., Polyakova, N. P. (2025). Redesign of the Master's Degree Program as a Tool for Updating the Content of Special Defectological Education (Using the Example of the Course “Assistive Technologies in the Upbringing and Development of Children with Sensory Impairments”) // Special Education. – 2025. – №1 . – P. 125-138.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.