Рубрика: СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен анализ результатов изучения особенностей использования игровых технологий в формировании физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников с разными стартовыми возможностями (нормотипичные дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития) в группах комбинированной направленности. Описаны направления физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нацеленные на активизацию потенциала детей, обучение их навыкам социального взаимодействия в системе социального окружения, построение отношений с социальной средой, формирование социальной позиции и личностного статуса в социуме, включение в деятельность, ориентированную на достижение социальной адаптации и интеграции в общество. Авторами рассмотрены условия использования и применение социально-педагогических средств с учетом индивидуальных и возрастных характеристик ребенка, с опорой на сохранные психические функции и поведенческие стороны личности. Характеризуется программно-аппаратный комплекс ПАКПФ-02, тестовые задания с его использованием. Кратко представлено новое направление для совместной деятельности детей с нормативным развитием и ограниченными возможностями здоровья — «Утренние круги с элементами утренней гимнастики», описан разработанный авторами набор кубиков «Движение» с приведением занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ на основе технологий игр с элементами спорта (игра «Бросайка», «Фролбол»). Обосновывается, что значимым потенциалом социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обладает физкультурно-оздоровительная деятельность, способствующая стимулированию процесса социализации, социальной адаптации и самореализации личности, что достигается за счет реализации адаптивного потенциала физической культуры, оптимальной организации образовательной деятельности с детьми в инклюзивной среде с использованием игровых технологий
Ключевые слова: физкультурнооздоровительная деятельность, физическая культура, физическое воспитание, здоровье детей, старшие дошкольники, игровые технологии, дошкольная логопедия, тяжелые нарушения речи, дети с нарушениями речи, ЗПР, задержкой психического развития, дети с задержкой психического развития, спортивные игры, группы комбинированной направленности
Abstract: The article presents an analysis of the results of studying the specific features of the use of gamebased methods of enhancing physical fitness activity of preschoolers with different capabilities (typical children, children with severe speech disorders, children with disorders of psychological development) in inclusive groups. The study describes the directions for organizing physical fitness activities of children with disabilities aimed at activating the children’s potential, teaching them skills of social interaction in the social environment, building relationships with the social environment, forming their social position and personal status in society, and including them in activities oriented at achieving social adaptation and integration into society. The authors consider the conditions of use and application of socio-pedagogical tools, taking into account individual and age characteristics of the child, based on the safe psychological functions and behavioral aspects of the personality. The article characterizes the software and hardware complex PAKPF-02 and describes tests that could be conducted with its help. The auithors briefely present a new area of joint activities for typical children and children with disabilities “Morning rounds with elements of morning gymnastics”, and describe a set of blocks “Movement” developed in the course of the study for classes with older preschool children with disabilities based on children’s games with elements of sports (the games “Throw It!” and “Frolball”). It is convincingly demonstrated that physical fitness activities have a significant potential for the socialization of children with disabilities, contributing to the stimulation of the process of socialization, social adaptation and selfrealization of the individual, which is achieved through the realization of adaptive potential of physical culture, optimal organization of education activities with children in an inclusive environment using game-based methods
Key words: physical fitness activity, physical culture, physical education, children’s health, senior preschoolers, game-based methods, preschool logopedics, severe speech disorders, children with speech disorders, disorders of psychological development, children with disorders of psychological development, sports games, inclusive groups

Для цитирования:

Баряев, А. А. Игровые технологии в формировании физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности / А. А. Баряев, Т. И. Юрченко. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2024. – №1. – С. 144-156.

For citation

Baryaev, A. A., Yurchenko, T. I. (2024). Game-based methods of enhancing physical fitness activity of 5-7 year old preschoolers with disabilities in inclusive groups // Special Education. – 2024. – №1. – P. 144-156.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.