Архив журнала
ДИАГНОСТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
- 241
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается междисциплинарная проблема
коррекционной педагогики, нейропсихологии, психологии, медицины —
влияние состояния осанки на физическое, психологическое и речевое развитие детей. Доказано, что осанка
является фундаментом психоэмоционального, моторного и когнитивного
здоровья человека. Актуальность изучаемой проблемы подтверждается тем,
что в настоящее время у 60–80 % детей
дошкольного и школьного возраста
констатируется нарушение осанки.
Имеются исследования, подтверждающие взаимозависимость нарушений осанки и нарушений устной и
письменной речи у детей.
В теоретической части исследования раскрывается значимость диагностики состояния осанки ребенка при
организации коррекционно-педагоги ческой работы с детьми с нарушениями речи для учителя-логопеда и
дефектолога. Анализ научных исследований позволил выявить признаки
нарушений осанки у детей в дошкольном возрасте и благотворное влияние укрепления осанки на эмоциональное состояние ребенка, развитие
когнитивных функций и речи.
Исследовательская часть представлена изучением артикуляции и осанки
при различных видах нарушения звукопроизношения, определен комплекс
корригирующих упражнений для укрепления мышц опорно-двигательного аппарата и предупреждения нарушений осанки детей, которые могут
использоваться на индивидуальных и
подгрупповых коррекционных занятиях. Представленный комплекс упражнений адресован учителям-логопедам, дефектологам для включения в
структуру логопедических занятий по
развитию речи и произносительных
навыков. В обсуждении результатов
авторы предлагают при разработке
упражнений учитывать персональные
рекомендации специалистов медицинского профиля, отмечают трудности
верифицированной оценки эффективности подобранных упражнений
и формулируют выводы о положительном влиянии упражнений на физическое, когнитивное и речевое развитие детей
Ключевые слова: осанка, формирование осанки, психофизическое развитие, нарушения осанки, логопедия,
нарушения речи, дети с нарушениями
речи, недорзвитие речи, дизартрия,
профилактика дизартрии, профилактические мероприятия, коррекционная
работа, коррекционные упражнения,
стимуляция развития детей
Abstract: The article examines the interdisciplinary problem of special pedagogy, neuropsychology, psychology,
and medicine – the influence of posture
on the physical, psychological and
speech development of children. The
study argues that posture is the foundation of a person’s psycho-emotional,
motor and cognitive health. The urgency
of the problem under study is confirmed
by the fact that currently 60-80% of
preschool and school-age children have
posture problems. There are studies
confirming the interdependence between
postural disorders and oral and written
speech disorders in children.
The theoretical part of the study highlights the significance of diagnosing and
taking into account the state of a child’s
posture when organizing rehabilitationpedagogical work with children with
speech disorders for a teacher-logopedist and defectologist. An analysis of scientific research has revealed symptoms of
postural disorders in children of preschool age and the beneficial effects of
posture improvement on the emotional
state of the child and the development of
cognitive functions and speech.
The research part presents a study of
articulation and posture in various types
of impaired sound reproduction and
outlines a set of rehabilitation exercises
to strengthen various muscles of the
musculoskeletal system and prevent
postural disorders in children, which can
be used in individual and subgroup rehabilitation classes. The presented set of
exercises is addressed to teacherslogopedists and defectologists for inclusion in the structure of logopedic classes
on the development of speech and pronunciation skills. In the results discussion section, the authors suggest taking
into account the personal recommendations of medical specialists when developing exercises, note the difficulties of
verified assessment of the effectiveness
of selected exercises, and formulate
conclusions about the positive impact of
exercises on the physical, cognitive and
speech development of children
Key words: posture, posture development, psychophysical development,
posture problems, logopedics, speech
disorders, children with speech disorders, speech underdevelopment, dysarthria, rehabilitation measures, rehabilitation work, rehabilitation exercises, stimulation of children’s development
Для цитирования:
Obukhova, N. V., Sergeeva, A. I.
(2024). Diagnostics and development of posture in children with speech underdevelopment in the structure of rehabilitation work // Специальное образование. – 2024. – №1. – С. 131-143.
For citation
Обухова, Н. В. Диагностика и формирование осанки у детей
с речевым недоразвитием в структуре
коррекционной работы / Н. В. Обухова,
А. И. Сергеева. — Текст : непосредственный // Special Education. – 2024. – №1. – P. 131-143.