Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается междисциплинарная проблема коррекционной педагогики, нейропсихологии, психологии, медицины — влияние состояния осанки на физическое, психологическое и речевое развитие детей. Доказано, что осанка является фундаментом психоэмоционального, моторного и когнитивного здоровья человека. Актуальность изучаемой проблемы подтверждается тем, что в настоящее время у 60–80 % детей дошкольного и школьного возраста констатируется нарушение осанки. Имеются исследования, подтверждающие взаимозависимость нарушений осанки и нарушений устной и письменной речи у детей. В теоретической части исследования раскрывается значимость диагностики состояния осанки ребенка при организации коррекционно-педагоги ческой работы с детьми с нарушениями речи для учителя-логопеда и дефектолога. Анализ научных исследований позволил выявить признаки нарушений осанки у детей в дошкольном возрасте и благотворное влияние укрепления осанки на эмоциональное состояние ребенка, развитие когнитивных функций и речи. Исследовательская часть представлена изучением артикуляции и осанки при различных видах нарушения звукопроизношения, определен комплекс корригирующих упражнений для укрепления мышц опорно-двигательного аппарата и предупреждения нарушений осанки детей, которые могут использоваться на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях. Представленный комплекс упражнений адресован учителям-логопедам, дефектологам для включения в структуру логопедических занятий по развитию речи и произносительных навыков. В обсуждении результатов авторы предлагают при разработке упражнений учитывать персональные рекомендации специалистов медицинского профиля, отмечают трудности верифицированной оценки эффективности подобранных упражнений и формулируют выводы о положительном влиянии упражнений на физическое, когнитивное и речевое развитие детей
Ключевые слова: осанка, формирование осанки, психофизическое развитие, нарушения осанки, логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, недорзвитие речи, дизартрия, профилактика дизартрии, профилактические мероприятия, коррекционная работа, коррекционные упражнения, стимуляция развития детей
Abstract: The article examines the interdisciplinary problem of special pedagogy, neuropsychology, psychology, and medicine – the influence of posture on the physical, psychological and speech development of children. The study argues that posture is the foundation of a person’s psycho-emotional, motor and cognitive health. The urgency of the problem under study is confirmed by the fact that currently 60-80% of preschool and school-age children have posture problems. There are studies confirming the interdependence between postural disorders and oral and written speech disorders in children. The theoretical part of the study highlights the significance of diagnosing and taking into account the state of a child’s posture when organizing rehabilitationpedagogical work with children with speech disorders for a teacher-logopedist and defectologist. An analysis of scientific research has revealed symptoms of postural disorders in children of preschool age and the beneficial effects of posture improvement on the emotional state of the child and the development of cognitive functions and speech. The research part presents a study of articulation and posture in various types of impaired sound reproduction and outlines a set of rehabilitation exercises to strengthen various muscles of the musculoskeletal system and prevent postural disorders in children, which can be used in individual and subgroup rehabilitation classes. The presented set of exercises is addressed to teacherslogopedists and defectologists for inclusion in the structure of logopedic classes on the development of speech and pronunciation skills. In the results discussion section, the authors suggest taking into account the personal recommendations of medical specialists when developing exercises, note the difficulties of verified assessment of the effectiveness of selected exercises, and formulate conclusions about the positive impact of exercises on the physical, cognitive and speech development of children
Key words: posture, posture development, psychophysical development, posture problems, logopedics, speech disorders, children with speech disorders, speech underdevelopment, dysarthria, rehabilitation measures, rehabilitation work, rehabilitation exercises, stimulation of children’s development

Для цитирования:

Obukhova, N. V., Sergeeva, A. I. (2024). Diagnostics and development of posture in children with speech underdevelopment in the structure of rehabilitation work // Специальное образование. – 2024. – №1. – С. 131-143.

For citation

Обухова, Н. В. Диагностика и формирование осанки у детей с речевым недоразвитием в структуре коррекционной работы / Н. В. Обухова, А. И. Сергеева. — Текст : непосредственный // Special Education. – 2024. – №1. – P. 131-143.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.