Архив журнала
Симптоматика и механизмы нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией
- 419
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен анализ симптоматики и механизмов нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией. Отмечена роль двигательной активности ребенка в его когнитивном развитии. Показано, что первичным звеном в механизме нарушения развития детей со стертой дизартрией является нарушение двигательной сферы. Авторами рассмотрена симптоматика нарушений двигательной сферы у детей изучаемой категории, которая проявляется в нарушениях статической и динамической координации движений. Сделаны выводы о взаимосвязи нарушений двигательной сферы с недостаточностью уровневой организации двигательных актов (по Н. А. Бернштейну). Обосновано положение о том, что в структуре двигательной недостаточности детей со стертой дизартрией отмечаются отклонения в функционировании как смысловой, так и технической сторон двигательного акта. При этом нарушения технической стороны двигательного акта являются преобладающими. При описании механизмов нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией авторами учитывались не только нарушения уровней организации двигательных актов, но и наличие неврологической симптоматики у детей. С учетом данных неврологического обследования выделены группы дошкольников с различными формами стертой дизартрии: псевдобульбарной, экстрапирамидной, корковой и смешанной. В статье подчеркивается, что нарушение механизмов организации двигательных актов при стертой дизартрии объясняется не только наличием неврологических нарушений, но и несовершенством деятельности уровней центральной нервной системы.
Ключевые слова: стертая дизартрия, дошкольная логопедия, дошкольники, дети с нарушениями речи, речевые нарушения, нарушения двигательной сферы, симптоматика нарушений, механизмы нарушений.
Abstract: The article presents an analysis of the symptoms and mechanisms of motor disorders in preschoolers with trite dysarthria. The role of the child's motor activity in their cognitive development is specially noted. It is shown that the primary link in the mechanism of the impairment of development of children with trite dysarthria is a disturbance in the motor sphere. The authors consider the symptoms of motor disorders in the children of the category under study, which reveal themselves in violations of static and dynamic coordination of movements. Interesting conclusions are drawn about the relationship of the disorders of the motor sphere with the insufficiency of the level organization of motor acts (according to N. A. Bern-stein). The authors argue that in the structure of motor insufficiency of children with trite dysarthria, there are deviations in the functioning of both the semantic and the technical aspects of the motor act. And the violations of the technical aspect of the motor act are predominant. When describing the mechanisms of motor disorders in pre-schoolers with trite dysarthria, the authors take into account not only violations of the levels of organization of motor acts, but also the presence of neurological symptoms in the children. Taking into account the neurological examination data, groups of preschoolers with various forms of trite dysarthria have been singled out: pseudobulbar, extrapyramidal, cortical and mixed. The article emphasizes that the violation of the mechanisms of the organization of motor acts in children with trite dysarthria is explained not only by the presence of neurological disorders, but also by the imperfection of the activity of the levels of the central nervous system.
Key words: trite dysarthria, preschool logopedics, preschoolers, children with speech disorders, speech disorders, motor disorders, symptoms of disorders, mechanisms of disorders.