Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме речевого развития младших школьников, лишенных родительского попечительства. В статье рассматриваются результаты исследования возможностей использования эмотивной лексики в связном монологическом высказывании детьми младшего школьного возраста, воспитывающимися в учреждениях интернатного типа. У школьников, воспитывающихся вне семьи, отмечается своеобразие речевого развития, в том числе значительные трудности в понимании и самостоятельном использовании слов с эмоционально-оценочным значением в качестве выразительных средств речи. В статье приведены сведения об особенностях употребления средств образной выразительности речи при составлении пересказа прослушанного текста и рассказа по серии сюжетных картинок. В публикации анализируются возможности реализации цельности и связности монологического высказывания «семейными» школьниками и школьниками, воспитывающимися в учреждениях закрытого типа. Представлены сравнительные данные об уровне понимания эмоциональных состояний и объеме эмотивной лексики, используемой участниками эксперимента при составлении рассказов по серии сюжетных картинок и пересказов. Кроме этого, приведены сравнительные данные об использовании в связном монологическом высказывании слов с эмоционально-оценочным значением из различных функционально-семантических классов лексико-семантического поля эмоций (по классификации Л. Г. Бабенко) школьниками, воспитывающимися в условиях дефицита семейного воспитания, и школь-никами, воспитывающимися в семье.
Ключевые слова: младшие школьники, психическая депривация, эмотивная лексика, лексико-семантические поля, связная монологическая речь, детская речь, развитие речи, устные высказывания.
Abstract: The article deals with the issue of speech development of junior schoolchildren, who have lost parental care. The article discusses the results of a study of the possibilities of using emotive vocabulary in a coherent monologic utterance by primary school-age children brought up in residential institutions. Schoolchildren who are brought up outside the family demonstrate a peculiar speech development pattern, including significant difficulties in understanding and independently using words with emotional and evaluative meaning as expressive means of the language. The article provides information about the specificity of the use of the means of figurative expressiveness of speech when composing a retelling of the text listened to and making up a story based on a series of plot-driven pictures. The publication analyzes the ways of realization of the integrity and coherence of a monologic utterance by the “family” schoolchildren and their peers brought up in closed institutions. The authors present comparative data on the level of understanding of emotional states and the volume of emotional vocabulary used by the participants of the experiment when making up stories based on a series of plot-driven pictures and retellings. In addition, the study contains comparative data about the use of words with emotional-evaluative meanings from various functional-semantic classes of the lexico-semantic field of emotions (according to the classification of L.G. Babenko) in a coherent monologic utterance by schoolchildren brought up in the situation of a shortage of family education and by schoolchildren brought up in the family.
Key words: junior schoolchildren, psychological deprivation, emotive vocabulary, lexico-semantic fields, coherent monologic speech, children’s speech, speech development, oral utterances.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.