Архив журнала
Из опыта изучения детей с тяжелыми нарушениями развития речи
- 433
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В настоящей работе затронута проблема безречия у детей, которая не становится менее актуальной, несмотря на то, что ей посвящено большое число исследований. Мы связываем это с тем, что недостаточно раскрытыми являются причины безречия. Одни из них обусловлены слуховыми агнозиями, а другие — артикуляционными апраксиями. Слуховые агнозии рассматриваются в соответствии с тем, являются ли не-речевыми (неспособность к различению неречевых стимулов разного рода) или речевыми (неспособность членораздельного восприятия звукового состава слов). Артикуляционные апраксии также оцениваются исходя из того, являются ли они причиной расстройств повторения слов или распространяются на способность говорить слова спонтанно. Каждый из видов таких апраксий соотносится с соответствующим уровнем мозгового обеспечения: гностико-праксическим или языковым. В данной публикации приводятся наблюдения, отражающие опыт изучения таких детей, основанный на обращении к положениям нейропсихологии и нейролингвистики. Подчеркивается, что дифференцированный подход к диагностике различных вариантов слуховых агнозий и артикуляционных апраксий принципиально важен для правильной оценки состояния и перспектив речевого развития детей, а также для определения стратегии и тактики коррекционного обучения.
Ключевые слова: логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, речевые нарушения, агнозия, артикуляционная апраксия, слуховая агнозия, безречие, мозговые механизмы, нейрокоррекция.
Abstract: This paper touches upon the problem of speechless children, which does not become less relevant despite the fact that a large number of studies have been devoted to it. The author attributes this to the fact that the causes of muteness have not been sufficiently revealed yet. Some of them are caused by auditory agnosias, while others are due to articulatory apraxias. Auditory agnosias are considered according to whether they are non-verbal (inability to distinguish non-verbal stimuli of various kinds) or verbal (inability to perceive the speech sound composition of words). Articulatory apraxias are also assessed on the basis of whether they are the cause of word repetition disorders, or have something to do with the ability to pronounce words spontaneously. Each of such apraxias correlates with the corresponding level of their brain support: gnostic-praxical or linguistic. This publication contains data reflecting the experience of observation of such children based on the use of the fundamentals of neuropsychology and neurolinguistics. It is emphasized that a differentiated approach to the diagnosis of various types of auditory agnosias and articulatory apraxias is principally important for a correct diagnosis of the state and prospects of children's speech development, as well as for determining the strategy and tactics of rehabilitative training.
Key words: logopedics, speech disorders, children with speech disorders, disorders of speech, agnosia, articulation apraxia, auditory agnosia, speechlessness, brain mechanisms, neurorehabilitation.