Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы профессиональной подготовки специалистов сопровождения детей первых лет жизни и их родителей. Рассмотрено понятие «профессиональные компетенции» и указаны те из них, которыми должны обладать представители указанного профиля. Затронута тема педагогического сопровождения специалистов. Представлены результаты анкетирования различных специалистов сопровождения, демонстрирующие их опыт и оценку взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития. Изучено мнение специалистов относительно следующих аспектов, с учетом специализации и стажа работы: степень активности родителей при взаимодействии со специалистами; степень адекватности оценки родителями состояния своих детей; взаимодействуют ли анкетируемые с отцами и другими членами семьи; с каким родительским запросом обращаются к специалистам сопровождения; какие черты характера типичны для родителей детей с нарушениями развития; отмечают ли анкетируемые связь между особенностями родительской позиции и структурой, а также степенью выраженности нарушений детского развития; какие форматы взаимодействия предпочитают семьи; каковы основные проблемы взаимодействия специалистов с родителями детей; выполняют ли члены семьи рекомендации специалистов по воспитанию и развитию ребенка в домашних условиях; испытывают ли специалисты недостаток теоретических знаний и практических навыков работы с детьми с различными нарушениями развития; наблюдаются ли у них признаки профессионального выгорания. Сделан акцент на подготовке специалистов в области ранней помощи ребенку с нарушениями в развитии и его семье; представлен опыт ее реализации в Московском городском педагогическом университете. Определены направления и содержание совершенствования профессиональных компетенций специалистов, в том числе в условиях дистанционного взаимодействия и применения информационно-коммуникационных технологий. Сделан вывод о том, что центральное место в становлении и функционировании системы помощи семьям детей с проблемами в развитии принадлежит системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, оказывающих эту помощь.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение семьи, ранняя помощь, дети с нарушениями развития, специалисты сопровождения, профессиональные компетенции, анкетирование, повышение квалификации, семейное воспитание.
Abstract: The article deals with urgent issues of professional training of support specialists for children of the first years of life and their parents. The author considers the concept of “professional competences” and chooses those that the representatives of this profile should possess. The study touches on the topic of pedagogical support for specialists and presents the results of a questionnaire of various support specialists, demonstrating their experience and assessment of interaction with families raising children with developmental disorders. The author has reviewed the opinion of specialists on the following aspects taking into account their specialization and work experience: the degree of activity of the parents while interacting with specialists; the degree of adequacy of the parents’ assessment of their children’s condition; whether they interact with fathers and other family members; with what parental request they turn to support specialists; what character traits are typical of the parents of children with developmental disorders; whether they realize the connection between the peculiarities of the parental position and the structure, as well as the degree of severity of the child’s developmental disorder; what formats of interaction families prefer; what the main problems of interaction between specialists and parents of children are; whether family members follow the recommendations of specialists on the upbringing and development of the child at home; whether specialists lack theoretical knowledge and practical skills to work with children with various developmental disorders; whether they demonstrate signs of professional burnout. The emphasis is placed on the training of specialists in the field of early assis-tance to the child with developmental disabilities and their family; an experience of its implementation at the Moscow City Pedagogical University is presented. The study has determined the directions and content for improving the professional competences of specialists, including the situations of remote interaction and the use of information and communication technologies. It is concluded that the central place in the formation and functioning of the system of assistance to families of children with developmental problems belongs to the system of training, retraining and advanced training of specialists providing this assistance.
Key words: psycho-pedagogical support for the family, early support, children with developmental disorders, support specialists, professional competences, questionnaire, advanced training, family education.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.