Архив журнала
Логопедическая помощь детям с новообразованиями головного мозга после оперативного вмешательства, химио- и лучевой терапии
- 596
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В последние годы неуклонно растет количество детей, страдающих онкологическими заболеваниями головного мозга. Отличительной особенностью опухолей ЦНС, появляющихся в детском возрасте, является их длительное бессимптомное существование, что при-водит к большим размерам патологического процесса. В детском возрасте опухоли головного мозга преимущественно распространяются по средней линии (ствол мозга, мозжечок, опухоли 3 и 4 желудочка). Выявление, лечение и реабилитационные мероприятия у детей с новообразованиями головного мозга в настоящее время являются острой социальной проблемой. В статье описаны особенности опухолей головного мозга в детском возрасте. Затронута тема программного лечения у детей с новообразованиями головного мозга различной этиологии и проблема токсичности программного лечения. Эта составляющая определяется четырьмя ключевыми параметрами: возрастом ребенка; этиологическим фактором (лучевой терапией, химиотерапией, высокодозной химиотерапией, таргетной терапией, иммунотерапией); типом токсического воздействия (специфическим и неспецифическим); сроком возникновения — ранние (во время проведения программного лечения и в течение 2—3 месяцев после) и поздние осложнения (после завершения программного лечения). Авторами подчеркнута мысль о необходимости междисциплинарных реабилитационных мероприятий с детьми данной категории. Данные мероприятия включают в себя много компонентов, таких как уменьшение болевого синдрома, повышение физической активности, восстановление полноценного питания и коррекция микронутриентной недостаточности, коррекция речевых и психологических отклонений, воз-вращение ребенка в систему образования. В статье отмечена особая значимость коррекционной (логопедической) помощи детям нейроонкологического профиля после оперативного вмешательства, лучевой и химиотерапии. Успехи ребенка в речевом развитии становятся заметны самому ребенку и его родителям, что повышает их надежды на возвращение к нормальной жизни, возвращает веру в грядущие положительные перспективы. Авторами предложены методы исследования дизартрических, просодических и голосовых нарушений при помощи шкалы исследования дизартрии как инструмента клинической работы логопеда И. Н. Балашова, Н. И. Ванчакова (ПСПбГМУ имени И. П. Павлова) и теста «Оценка темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи у детей с опухолью головного мозга, острыми лейкозами и детей с нормой». При обследовании детей получена комплексная оценка речевых расстройств по 19 пунктам, которые дают объективную оценку 5 паре черепно-мозговых нервов (ЧМН) (тройничный нерв); 7 паре ЧМН (лицевой нерв); 9—10 паре ЧМН (языкоглоточный, блуждающий нерв) и 11—12 паре ЧМН (добавочный и подъязычный нерв). Наиболее часто диагностируемым нарушением у детей является изменение просодических свойств речи (скандированность, замедленный темп, долгие интервалы между словами, монотонность и истощаемость голосовых модуляций). В статье сделаны выводы о результативности исследования, выполненного по шкале оценки дизартрии у детей с опухолью головного мозга, острым лимфобластным лейкозом в сравнении с их нейротипичными сверстниками, и его значимости для разработки программы психолого-педагогической коррекции. Приведены рекомендации по коррекции дизартрических нарушений у пациентов нейроонкологического профиля с применением здоровьесберегающих коррекционных технологий, обоснована трехэтапная программа коррекционно-педагогического воздействия. Подчеркнута значимость работы с родителями в системе реабилитационных мероприятий и последующего контроля за результативностью медицинского и психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Ключевые слова: дети нейроонкологического профиля; опухоль головного мозга; онкология; нарушения просодики; дизартрия; реабилитационные мероприятия; стандартизированные тесты; шкала оценки дизартрий; логопедия; логопедическая помощь; головной мозг; новообразования головного мозга.
Abstract: In recent years, the number of children with brain cancer has been steadily increasing. A distinctive feature of CNS tumors that appear in childhood is their long-term asymptomatic existence, which gravely expands the pathological process. In childhood, brain tumors mainly spread along the brain midline (brain stem, cerebellum, tumors of the 3rd and 4th ventricles). Diagnosis, treatment and rehabilitation measures in children with brain tumors are currently an acute social problem. The article describes the specific features of brain tumors in childhood. The topic of program-based treatment in children with brain neoplasms of various etiologies and the problem of toxicity of program-based treatment are touched upon. This component is determined by four key parameters: child’s age; etiological factor (radiation therapy, chemotherapy, high-dose chemotherapy, targeted therapy, and immunotherapy); type of toxic effects (specific and non-specific); time of emergence – early (during program-based treatment and within 2-3 months after) and late complications (after the completion of program-based treatment). The authors emphasize the idea of the need for interdisciplinary rehabilitation measures with children of this category. These measures include many components, such as reducing the pain syndrome, increasing physical activity, restoring proper nutrition and treatment of micronutrient insufficiency, rehabilitation of speech and psychological disorders, and bringing the child back into the education system. The article notes the special importance of rehabilitative (logopedic) care for the children of neuro-oncological profile after surgery, radiation therapy and chemotherapy. The child's progress in speech development becomes noticeable to the child and their parents, which increases their hopes for a return to normal life, and restores faith in the future positive prospects. The authors present methods for the study of dysarthric, prosodic and vocal disorders using the dysarthria research scale as a tool for the clinical work, developed by the speech therapists I. N. Balashov and N. I. Vanchakov (Pavlov First Saint Petersburg State Medical University) and the test “Assessment of tempo-rhythmic and melodic-intonational characteristics of speech in children with brain tumors, acute leukemia and typical children”. As a result of the examination of children, a comprehensive assessment of speech disorders was obtained on 19 points, which give an objective assessment of the fifth pair of cranial nerves (CN) (trigeminal nerve); of the seventh pair of CN (facial nerve); ninth-tenth pairs of CN (lingual, vagus nerve) and eleventh-twelfth pairs of CN (accessory and sub-lingual nerve). A change in the prosodic properties of speech (chanting, slow tempo, long intervals between words, monotony and exhaustion of voice mod-ulations) turns out to be the most fre-quently diagnosed disorder in children. The authors draw conclusions about the effectiveness of the study performed on the dysarthria assessment scale in chil-dren with brain tumors and acute lym-phoblastic leukemia in comparison with their typical peers, and its significance for the development of a program of psycho-pedagogical rehabilitation. The article contains recommendations for the rehabilitation of dysarthric disorders in patients with neuro-oncological profile using health-preserving rehabilitation technologies and substantiates a three-stage program of rehabilitation-educa-tional intervention. It emphasizes the importance of working with parents in the system of rehabilitation measures and subsequent monitoring of the effec-tiveness of medical and psycho-peda-gogical support for the child.
Key words: children of neuro-oncological profile; brain tumor; oncology; prosodic disorders; dysarthria; rehabilitation measures; standardized tests; dysarthria assessment scale; logopedics; logopedic assistance; brain; brain neoplasms.