Архив журнала
Структура личностных достижений школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- 582
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Согласно ФГОС, одним из решающих факторов развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья является характер организации учебной деятельности. Наиболее многочисленный и сложный контингент детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). С учетом значимости формирования основ учебной деятельности и дискуссионности вопроса в олигофренопсихологии, проблема изучения структуры личностных достижений изучаемой категории обучающихся является актуальной. Целью настоящего исследования стало сравнительное изучение структуры личностных результатов образования разновозрастных групп школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся по дифференцированным АООП (вариант 1 и вариант 2).
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые получены репрезентативные сравнительные эмпирические данные о структуре личностных результатов образования школьников с умственной отсталостью разных возрастных групп (1—4 и 5—9 классы) и с разной степенью выраженности интеллектуального нарушения (легкая, умеренная). Вы-явлено, что у обучающихся с легкой умственной отсталостью наибольшие трудности в учебной деятельности связаны с формированием субъекта обучения и регулятивным осуществлением учебных действий (в младшей школе) и с регуляцией учебных действий в старшей школе. У обучающихся с умеренной умственной отсталостью наибольшие трудности в учебной деятельности связаны с формированием субъекта обучения (и в младшей, и в старшей школе). Результаты мониторинга позволят совершенствовать содержание психолого-педагогического сопровождения школьников изучаемой категории на современном этапе модернизации образования.
Ключевые слова: школьники; олигофренопедагогика; умственная отсталость; умственно отсталые дети; нарушения интеллекта; дети с нарушениями интеллекта; интеллектуальные нарушения; личностные результаты; универсальные учебные действия; адаптированные основные образовательные программы.
Abstract: According to the Federal State Educational Standard, the character of the learning activity organization is the decisive factor of the personal development of a child with disabilities. Students with intellectual disability (ID) make up the most numerous and complex contingent of children with special educational needs and disabilities (SEND). Taking into account the signif-icance of formation of the basic skills of learning activity and the controversial nature of the question in olygophre-nopsychology, the issue of the study of the structure of personal learning achievements in children of the category under observation is urgent for special pedagogy in general. The purpose of this study is to conduct a comparative survey of the structure of personal learning achievements of students of different ages with ID learning in accordance with Adapted Basic General Education Programs (ABGEP 1 and ABGEP 2).
The scientific novelty of the research consists in the fact that for the first time, the authors obtained representative comparative empirical data on the struc-ture of the personal learning achieve-ments of students with ID of various age groups (grades 1-4 and 5-9) and with varying degrees of intellectual disability (mild and moderate). It was revealed that students with mild ID found it difficult to form the subject of learning and to perform the regulatory learning actions (in primary school) and to regulate learning actions in secondary school. For students with moderate ID, the greatest difficulties in learning are associated with the formation of the subject of learning (both in primary and secondary school). The monitoring results could improve the content of psycho-pedagogical support for students with ID at the current stage of education modernization.
Key words: students; olygophrenopedagogy; intellectual disability; children with intellectual disability; intellectual disability; personal achievements; universal learning actions; adapted basic general education programs.