Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье дан систематический обзор позволяющих расширить диагностический и методический функционал школьного логопеда актуальных подходов к развитию неречевых функций в коррекции дисграфии. Исследование строится на методологии системного анализа, обеспечивающего целостное понимание процессов развития психических функций как сложных функциональных систем; междисциплинарного подхода, дающего возможность получения комплексного представления о характере и причинах школьных трудностей. Охвачено более 50 работ, посвященных трудностям в обучении. Результаты анализа представлены в двух плоскостях: диагностической и коррекционной. Определяются степень разработанности диагностического инструментария и возможность его применения в общеобразовательной практике; основные методические тенденции как в педагогических, так и в психологических исследованиях дисграфии. Приводятся практические пособия, приемы, технологии развития регуляторных, моторных, зрительных и зрительно-пространственных функций у школьников. Обосновывается необходимость обеспечения комплексной коррекции дисграфии силами команды специалистов психолого-педагогического сопровождения. Делаются выводы о перспективах междисциплинарных исследований трудностей в обучении у детей, о возможности использования нейропсихологических методов в школе.
Ключевые слова: дисграфия; дислексия; трудности обучения; школьники; логопедия; нарушения речи; дети с нарушениями речи; письменная речь; регуляторные функции; моторные функции; зрительные функции; зрительно-пространственные функции.
Abstract: The article provides a systematic review of current approaches to the development of the non-verbal functions in dysgraphia correction, expanding the diagnostic and methodological toolkit of the school speech therapists. The study is based on the method of systemic analysis that provides a comprehensive understanding of the development of mental functions as complex functional systems. It uses an interdisciplinary approach, forming a comprehensive idea about the nature and causes of teaching challenges. More than 50 papers devoted to difficulties in learning have been considered in the article. The analysis results are presented on two levels: diagnostic and rehabilitation levels. The article reveals the degree of development of diagnostic toolkit and the potential of its use in general educational practice and looks at the main methodological trends in both pedagogical and psychological investigation of dysgraphia. The authors present practical aids, techniques and technologies for developing regulatory, motor, visual and visual-spatial functions in schoolchildren. The study substantiates the necessity to provide a comprehensive rehabilitation of dysgraphia by specialists of psychological and pedagogical support. Interesting conclusions are drawn about the prospects of interdisciplinary research of learning difficulties in children and about the possibility of using neuropsychological methods at school.
Key words: dysgraphia; dyslexia; learning difficulties; schoolchildren; logopedics; speech disorders; children with speech disorders; writing; regulatory functions; motor functions; visual functions; visual-spatial functions.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.