Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Содержание публикации обращено к решению проблемы определения характера нарушений репродуктивной текстовой деятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и совершенствования содержания коррекционно-развивающей работы по развитию навыка репродуцирования текстов. Предметом исследования является характер нарушения у детей с ЗПР развития комплекса лингвистических операций, обеспечивающих декодирование глубинного смысла при репродуцировании текстов. Цель данной публикации состоит в определении характера нарушений репродуцирования текстов детьми с ЗПР и составлении методики обучения репродуцированию текстов указанных детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Представлены результаты исследования репродуктивной текстовой деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР. Выделены группы детей по характеру сформированности лингвистических операций при продуцировании текстов. Описаны возможности детей по сохранению цельности и связности текстов при пересказе. Определены особенности пересказов текстов в разных условиях пересказывания: без опоры на наглядность, с опорой на сюжетную картину, на серию сюжетных картин, на режиссерскую игру. Выявлены общие тенденции особенностей репродуцирования текстов детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР. По результатам анализа экспериментальных данных авторами разработана методика коррекционно-развивающей работы по развитию репродуктивной текстовой деятельности детей с ЗПР. Описан дифференцированный подход, учитывающий неоднородность нарушений при репродуцировании текстов детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР. Представлены требования к текстам для пересказа детьми старшего до-школьного и младшего школьного возраста. Описаны приемы формирования языковых закономерностей построения текста. Представлены этапы методики по развитию навыка продуцирования текстов детьми: подготовительный, восприятие текста детьми, вопросы по содержанию тек-ста, составление программы пересказа текста с последующим пересказыванием. Охарактеризованы виды заданий по обучению определению смысловых элементов текста для будущего пересказа с использованием картинного материала. Описана последовательность работы по обучению составлению программы текста с помощью наглядных моделей. Предложенная методика с описанием ее структурных компонентов может использоваться в системе коррекционных занятий, направленных на развитие связной монологической речи детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития; ЗПР; дети с задержкой психического развития; репродуцирование текста; пересказ; вторичный текст; связная речь; монологическая речь; связность текста; цельность текста; младшие школьники; смысловое восприятие текста; программирование текста; смысловые связи; понимание текста.
Abstract: The study looks for the solution of the problem of identification of the nature of impairment of text reproduction activity in senior preschool and primary school children with disorders of psychological development (DPD) and aims to improve the content of rehabilitation-educational work on developing text reproduction skills. The scope of research includes the nature of impairments in children with DPD of the development of the complex of linguistic operations ensuring the process of decoding of the fundamental semantics while reproducing texts. The aim of the publication is to reveal the nature of text reproduction errors made by children with DPD and to work out a methods guide that could be used to teach text reproduction to such children of the senior preschool and junior primary school age. The paper presents the results of a study of text reproduction activity of senior preschool and junior primary school children with DPD. It singles out groups of children with reference to the nature of formation of linguistic operations involved in text production. The authors describe the children’s ability to preserve the integrity and coherence of the texts in their retelling. The article formulates the peculiarities of text retelling under different conditions of reproduction: without visual aids, with support of a plot-driven picture, a series of plot-driven pictures, or a well-staged game. It reveals the general tendencies of the peculiarities of text reproduction by senior preschool and junior primary school children with DPD. Based on the analysis results, the authors of the article have worked out a methods guide for rehabilitation-educational work aimed to improve text reproduction of children with DPD. The study describes a differentiated approach taking into account the unlevel nature of impairments in text reproduction by senior preschool and junior primary school children with DPD. The authors formulate the requirements to the texts for retelling by such children and describe the techniques of formation of linguistic skills of text production. The article also presents the stages of the application of the methods of formation of the text production skills in the children of this category: preparatory, text perception by the children, asking questions to the text, preparation of a plan of retelling, and retelling as such. The article characterizes the kinds of tasks with reference to teaching how to define the semantic elements of the text for the future retelling using pictures. The authors determine the sequence of pedagogical actions aimed to train pupils to make up a text program with the help of visual picture material. The method suggested in the study and the description of its structural components can be used in the system of rehabilitation lessons focusing on the development of coherent monologic speech of children with disorders of psychological development.
Key words: disorder of psychological development; DPD; children with disorder of psychological development; text reproduction; retelling; secondary text; coherent speech; monologic speech; text cohesion; textual integrity; junior schoolchildren; perception of text se-mantics; text programming; semantic ties; text comprehension.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.