Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена изучению уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) у слабослышащих младших школьников как значимого компонента содержания образования, необходимого для успешной социализации детей с нарушениями слуха. В содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) слабослышащих и позднооглохших обучающихся Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ, Стандарт) включена программа формирования УУД, но не сформулированы механизмы оценки их развития. Исследование проводилось на базе школы-интерната г. Энгельса, реализующей адаптированные образовательные программы для слабослышащих обучающихся. Изучался уровень сформированности познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД у слабослышащих пятиклассников (N = 12), обучающихся по разным адаптированным образовательным программам начального образования, с целью оценки их эффективности. Экспериментально-опытным путем подтверждается, что образовательный процесс в соответствии с АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2) ФГОС НОО ОВЗ в большей степени ориентирован на формирование УУД. Было выявлено, что личностные, регулятивные и коммуникативные учебные действия у обучающихся по Стандарту сформированы на более высоком уровне, чем у обучающихся по ранее утвержденной адаптированной программе. Вместе с тем полученные результаты служат основанием утверждать, что представленный диагностический инструментарий целесообразно использовать для объективной оценки и контроля развития учебных действий у слабослышащих младших школьников.
Ключевые слова: универсальные учебные действия; сурдопедагогика; слабослышащие дети; нарушения слуха; слуховые нарушения; дети с нарушениями слуха; уровни сформированности; начальная школа; младшие школьники; познавательные учебные действия; коммуникативные учебные действия; регулятивные учебные действия; личностные учебные действия.
Abstract: The article is devoted to the study of the level of formation of universal learning actions in primary school children with hearing impairments as a significant component of the content of education necessary for the successful socialization of children with hearing loss. The content section of the adapted basic general education program of primary general education for students with congenital and acquired hearing loss of the Federal State Educational Standard of primary general education for students with disabilities includes a program for the formation of universal learning actions, but the mechanisms for assessing their development have not been formulated. The study was conducted on the base of a boarding school of the city of Engels, which realizes adapted general educational programs for hearing impaired students. The author studied the level of formation of cognitive, personal, regulatory and communicative learning actions in the 5th grade hearing impaired students (N = 12) completing various adapted general education programs of primary education in order to assess their effectiveness. Experimentally, it has been confirmed that the education process organized in accordance with the adapted basic general education program of primary education of students with congenital and acquired hearing loss of the Federal State Educational Standard of primary general education for students with disabilities has a bias on the formation of universal learning actions. It has been revealed that personal, regulatory and communicative learning actions of the students who learn under the Standard display a higher level of formation than in the students completing the previously approved adapted program. At the same time, the results obtained serve as a basis for asserting that the suggested diagnostic tools can be used for objective assessment and monitoring of the development of universal learning actions in hearing-impaired primary school children.
Key words: universal learning actions; surdopedagogy; children with hearing loss; hearing impairments; hearing loss; children with hearing impairments; levels of formation; primary school; primary school children; cognitive learning actions; communicative learning actions; regulatory learning actions; personal learning actions.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.