Рубрика: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В последнее десятилетие существенной трансформации подверглись подходы к воспитанию детей, находящихся на попечении государства. Несмотря на попытки создания в домах ребенка условий, способствующих максимальной социализации и интеграции ребенка в социум, у воспитанников домов ребенка по-прежнему закрепляются нежелательные, социально неодобряемые формы поведения, особое место среди которых занимают негативные поведенческие реакции. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости детального анализа обозначенного феномена. Целью настоящей статьи является теоретический анализ феноменологии и эмпирическое исследование особенностей негативных поведенческих реакций у воспитанников дома ребенка. Исследование базируется на представлениях отечественных и зарубежных специалистов о нежелательном поведении, противоречащем общественным интересам, но не выходящем за пределы «поведенческой нормы» (Н. Н. Васягина, М. И. Еникеев, В. П. Зинченко, С. Л. Колосова, Т. П. Клейникова, Д. Коннор, Т. Г. Румянцева, М. Г. Тайчинов, И. А. Фурманов, Д. В. Хорсанд, Р. Бэрон, Ч. Венар, П. Кериг, Д. Ричардсон и др.); об особенностях поведения воспитанников дома ребенка (Н. Н. Авдеева, Р. Ж. Мухамедрахимов, А. Г. Рузская, Н. Н. Толстых, Л. М. Царегородцева и др.). В результате исследования уточнено содержание понятия «негативные поведенческие реакции»; разработана схема наблюдения за негативными поведенческими реакциями ребенка; установлено, что у всех участвующих в исследовании воспитанников дома ребенка присутствуют негативные поведенческие реакции; выделены группы детей по направленности негативных поведенческих реакций (на себя, на окружающие предметы, на взрослого, на других детей) с описанием характерных негативных поведенческих реакций; проведен анализ факторов возникновения негативных поведенческих реакций у воспитанников дома ребенка. Материалы исследования могут быть использованы при работе специалистов различного профиля с воспитанниками домов ребенка.
Ключевые слова: негативные поведенческие реакции; дома ребенка; поведение детей; направленность поведенческих реакций; социально неодобряемое поведение; социальное взаимодействие; социализация детей.
Abstract: Over the last decade, the approaches to the education of children in public care have undergone significant transformation. Despite the attempts to create the conditions in children's homes that promote maximum socialization and integration of the child in society, the pupils of children's homes still have undesirable, socially disapproved forms of behavior, a special place among which is occupied by negative behavioral responses. This circumstance demonstrates the need for a detailed analysis of the indicated phenomenon. The purpose of this article is to carry out a theoretical analysis of the phenom-enology and an empirical study of the characteristics of negative behavioral responses in pupils at a children's home. The study is based on the ideas of do-mestic and foreign experts about unde-sirable behavior that is contrary to public interests, but does not extend beyond the "behavioral norm" (N. N. Vasyagina, M. I. Enikeyev, V. P. Zinchenko, S. L. Kolosova, T. P. Kleynikova, D. Konnor, T. G. Rumyantseva, M. G. Taychinov, I. A. Furmanov, D. V. Khorsand, R. Baron, C. Venar, P. Kerig, D. Richardson, etc.), and about the peculiarities of behavior of pupils of children's homes (N. N. Avdeyeva, R. J. Mukhamedrakhi-mov, A. G. Ruzskaya, N. N. Tolstykh, L. M. Tsaregorodtseva, etc.) As a result of the study, the authors specify the content of the concept of "negative behavioral responses"; work out a scheme of observation of negative behavioral responses of the child; figure out that all the pupils of children's homes participating in the experiment demonstrate negative behavioral responses; single out groups of children on the basis of orientation of negative behavioral responses (towards themselves, the surrounding objects, adults, or other children) with a description of characteristic negative behavioral responses; carry out an analysis of the factors of negative behavioral responses in pupils at a children’s home. The research materials can be used in the work of specialists of various profiles with pupils at children's homes.
Key words: negative behavioral responses; children’s homes; children’s behavior; children’s response orientation; socially disapproved behavior; social interaction; socialization of children.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.