Архив журнала
Учебный инклюзивный театр как средство активизации компенсаторных механизмов у детей с тяжелыми нарушениями речи
- 433
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме создания комплекса психолого-педагогических условий для обеспечения инклюзивного образовательного пространства в дошкольной образовательной организации общеразвивающего вида. В свете реорганизации структуры системы дошкольного образования и создания логопедических пунктов в условиях детских садов особую актуальность приобретает решение проблемы недостаточной результативности мероприятий логопедической коррекции, ограничивающихся, как правило, коррекцией внешних проявлений нарушений речи (звукопроизношения). Одной из эффективных форм работы по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации является детский инклюзивный театр. Данная статья предлагает краткое описание содержания работы по созданию детского инклюзивного театра в дошкольной образовательной организации городского округа Ревда Свердловской области. Правильно организованный процесс дошкольной образовательной инклюзии позволяет значительно сократить процент детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, создает необходимые условия для профилактики нарушений письменной речи, трудностей в школьной адаптации. Материалы статьи имеют теоретическую и практическую значимость для практикующих специалистов (учителей-логопедов, музыкальных руководителей, педагогов-психологов, воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию и др.) в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: дизартрия; нарушения речи; дошкольная логопедия; дошкольники; дети с нарушениями речи; логопедическая работа; инклюзивное образование; инклюзивное образовательное пространство; интегрированное логопедическое воздействие; инклюзивные детские театры.
Abstract: The article is devoted to the issue of creation of a complex of psycho-pedagogical conditions for the provision of inclusive educational space at a general-purpose preschool education institution. The solution of the problem of inadequate efficiency of logopedic rehabilitation measures which are limited, as a rule, to correction of external manifestations of speech disorders (pro-nunciation of sounds), becomes especially urgent in the context of reorganization of the structure of the system of preschool education and equipment of logopedic facilities in kindergartens. An inclusive kindergarten drama unit is one of the most efficient forms of work towards organization of inclusive educational space at an education institution. The given article contains a brief description of the work aimed at creation of an inclusive kindergarten drama unit in Revda, Sverdlovsk Oblast. A wellorganized process of pre-school educational inclusion allows the educators to markedly reduce the number of junior school age children with severe speech disorders, and creates the conditions necessary for the prevention of written speech disorders and difficulties with school adaptation. The article materials have theoretical and practical significance for practicing specialists (teachers-logopedists, music teachers, pedagogues-psychologists, tutors, PT instructors, etc.) in terms of realization of the Federal State Educational Standard of preschool education.
Key words: dysarthria; speech disorder; preschool logopedics; preschoolers; children with speech disorders; logopedic work; inclusive education; inclusive educational space; integrated logopedic intervention; inclusive kindergarten drama units.