Вам может быть интересно:
Архив журнала
Психолингвистические основы формирования речевой коммуникации учащихся с недоразвитием речи
- 329
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье получают обоснование современные концептуальные подходы к обучению языку детей с недоразвитием речи, основанные на комплексном представлении о природе и происхождении их речеязыковых расстройств. В качестве основы для построения целостной коррекционно-педагогической модели обучения языку используется психолингвистический метод, базирующийся на анализе процесса речеязыковой деятельности учащихся с недоразвитием речи и предполагающий учет многих факторов, которые определяют как общую продуктивность деятельности, так и ее структурное своеобразие. Цель предпринятого исследования автор статьи видит в разработке и научном обосновании коммуникативно направленного обучения языку детей с недоразвитием речи благодаря теоретически и методологически разработанному интегративному подходу, ориентированному на системное устройство языка и его функциональные особенности. Процесс формирования развернутой речевой коммуникации учащихся, выдержанный в соответствии с основными этапами порождения речи, базируется на отработке у них актив-ной поисковой деятельности за счет инициации речевого поведения; на создании смысловой программы речевого высказывания, предполагающей развертывание исходного замысла в пространственно-понятийную схему; на формировании механизмов языкового (грамматическая структурация вербального материала) и фонационного оформления речи.
Ключевые слова: коммуникативно организованное обучение; речевая деятельность; речевое поведение; развитие речи; нарушения речи; дети с нарушениями речи; логопедия; речевые механизмы; мотивационный процесс; высказывания; языковая семантика; недоразвитие речи; психолингвистика.
Abstract: The article substantiates modern conceptual approaches to teaching children with speech and language disorders to speak on the basis of comprehensive understanding of the nature and origin of their speech and language disorders. To construct a holistic rehabilitation-pedagogical model of teaching language, the author uses the psycholinguistic method based on the analysis of the process of spoken and linguistic activity of pupils with speech underdevelopment and presupposing inclusion of many factors that determine both general effectiveness of activity and its structural specificity. The purpose of the study is seen by the author in design and scientific substantiation of communication-oriented language teaching to children with speech and language disorders due to a theoretically and methodologically developed integrative approach to the systemic organization of language and its functional features. The process of unfolding expanded spoken communication of the pupils, designed in accordance with the main stages of speech generation is based on training them for active search activities through initiation of verbal behavior; on creating the semantic program of utterance involving the development of the initial idea into a spatial-conceptual scheme; and on forming the mechanisms of linguistic (gram-matical structuring of the verbal material) and phonational organization of speech.
Key words: communication-centered training; speech activity; speech behavior; speech development; speech disorders; children with speech disorders; logopedics; speech mechanisms; motivational process; utterances; linguistic semantics; speech underdevelopment; psycholinguistics.